и Когда студия Warner Bros предложила 31-летнему Даррену Аронофскому (слева) снять пятого «Бэтмена», то
есть, стать коммерческим голливудским режиссером, многим это показалось странным. Во-первых, Warner Bros
решила пригласить его на эту работу, посмотрев только его дебют 1998-го «л» (вверху справа). Во-вторых, сня-
тый с мизерным бюджетом «л» настолько идеально «независим» (черно-белая история о ненормальном матема-
тике), что не очень сочетается с блокбастерами типа «Бэтмена». Но тут вышел второй фильм Аронофского «Рек-
вием по мечте», и стало понятно, что он один из самых интересных современных режиссеров.
После своего прорыва «л» Аронофски получил 4,5 млн долларов
для съемок
«Реквиема по мечте»
гораздо больше суммы, потра-
ченной на «л», но все же смешную по голливудским меркам. Компа-
нию Artisan, финансировавшую фильм, отпугнули его сюжет и тема.
Аронофски еще во время учебы в Гарварде заинтересовался книгами
72-летнего писателя Хьюберта Селби -младшего
(фильм по его же
«Последнему выходу в Бруклин» в начале 90~х поставил Ули Эдел)
и
позже снял студенческую короткометражку в Американском институте
кино по одному из его рассказов. В «Реквиеме по мечте», написанном
Селби в 1978 м, Сара Голдфарб
(Эллен Берстин) 3,
одинокая домохо-
зяйка с Лонг Айленда, садится на таблетки, чтобы похудеть для высту-
пления в своем любимом телешоу, а параллельно ее сын Харри
Щжа
ред Лето]
4, друг Тайрон
(Марлон Уайенс) 2
и девушка Мэрион
(Джен-
нифер Коннели)
7 принимают все мыслимые наркотики. Для всех это
заканчивается деградацией, Сара сходит с ума, Харри ампутируют руку,
Тайрона сажают, а Мэрион участвует в групповухах ради дозы. Аро-
нофски снимает все это жестко, без сострадания, как констатацию фа
кта, поэтому не думайте, что это еще один фильм о том, «как круто при-
нимать наркотики», но он и не антинаркотическая агитка. «Реквием по
мечте» уже заслужил культовую славу, ярость цензоров, восторженную
прессу и заработал 32 тысячи долларов за первый уикенд только в
предварительном узком нью-йоркском прокате перед выходом на
американские экраны в октябре 2000 го. Аронофски утверждает, что
это фильм не о наркотиках, а о привыкании как таковом: «Все может
стать наркотиком. Телевидение, шоколад, мастурбация. Даже надежда
может стать наркотиком. Для меня «Реквием по мечте» - это фильм
ужасов, в котором не выживает никто».
Аронофски называет свой монтаж «хип-хоповским», что неудивительно
- он вырос в Бруклине в 80-е годы: «Я пытался визуально пересказать
историю, используя идеи, присущие хип-хопу - то есть, как бы сэмпли-
руя изображение со звуком».
Эллен Берстин, ставшая звездой еще в 70~е годы благодаря таким
классическим фильмам, как «Последний киносеанс», «Изгоняющий
дьявола» и «Алиса здесь больше не живет»
(за последний она получила
«Оскара» в 1975~м),
описывает свою первую реакцию: «Когда я поня-
ла, через что придется пройти моей героине, я подумала. 'Нет, мне луч
ше отказаться. Для меня эта роль станет эмоциональным адом. В конце
фильма я буду полностью опустошена - те небольшие деньги, которые
мне предложили, того не стоят'. Но потом я посмотрела «л». Уже на
второй минуте я поняла, что не могу упустить возможность работать с
настоящим художником. Это не значит, что все прошло гладко. Даррен
хотел показать распад моей героини, снимая ее лицо очень близко, со
всеми дефектами. За свою долгую карьеру я в первый раз почувство-
вала себя подопытным кроликом». По сюжету Сара худеет, поэтому ту
часть фильма, где ее героиня еще толстая, ей пришлось носить под
одеждой специальные жировые подкладки. 67 летняя Берстин, конеч-
но, настрадалась и физически, и морально, но совершенно не жалеет о
том, что согласилась на роль: «Я снималась у лучших режиссеров -
Скорсезе, Фридкина, Богдановича. Они были хороши именно тем, что в
70-е годы заставили зрителей относиться к кино как к искусству. Дар-
рен сейчас занимается тем же».
В ответ Аронофски тоже признается, что возможность заполучить Бер
стин в фильм не менее почетна: «Для меня работать с ней означало то
же самое, как если бы баскетбольному фанату предложили сыграть с
Майклом Джорданом. Берстин
мой Майкл Джордан».
«В этом фильме мне хотелось исследовать, на что готовы люди, чтобы
сбежать от реальности, в которой они живут,
рассказывал Аронофски
журналу Entertainment Weekly.
Настроение и стиль фильма можно
сравнить с ситуацией, когда человек прыгает из самолета и уже в поле
те понимает, что забыл парашют. «Реквием по мечте» начинается в ту
минуту, когда вы забыли надеть парашют, и длится еще три минуты по
еле вашего падения».
Аронофски предложил актерам довольно жесткие условия. Чтобы вы-
глядеть убедительно, Лето и Уайенс должны были, например, на месяц
сьемок отказаться от сахара и секса, что не очень понравилось под-
ружке Лето, кинозвезде Кэмерон Диас. Она даже отменила помолвку,
узнав, что после сьемок ее жених, вместо того, чтобы проводить с ней
время, уехал в португальский монастырь «поправлять здоровье». Она
решила, что это уж слишком.
То же решили цензоры насчет самого фильма и дали ему рейтинг NC-
17 из-за одной сцены оргии, сильно сократив его возможную аудито-
рию. Аронофски и не думал вырезать эту сцену: «Честно говоря, я во-
обще хотел, чтобы фильм получил порно-рейтинг X. Представляете, ка-
кая это реклама для произведения искусства. Все бы мечтали его по-
смотреть». А все уже и так мечтают. Правда, в России его показали
только на проходившем в начале зимы кинофестивале, и в зале на се
ансе было всего человек 50. Но, несмотря на то, что сам фильм мало
кто видел, имя Аронофского произносят в Москве с придыханием и
ждут, когда «Реквием по мечте» выйдет на видео. Это похоже на пяти-
летней давности историю, когда некий режиссер снял всего второй
фильм, получил главный приз в Каннах, стал героем московских разго-
воров, а сам фильм появился у нас только через полгода. Звали этого
парня Квентин Тарантино. Случай с Аронофским доказывает, что
history repeating.
предыдущая страница 16 ПТЮЧ 2001 01 читать онлайн следующая страница 18 ПТЮЧ 2001 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст