ров народного потребления китайского, ту-
рецкаго и нашего, отечественного произведет
ва. Раньше хоть что-то во Вьетнаме произво
дили, а сейчас уже нет.
На таких рынках все намного дешевле, чем где
бы то ни было, и покупательская аудитория
вьетнамских представителей малого бизнеса
растет с каждым годом.
Если еще два-три года назад в торговых рядах
мы видели только иссиня-черные волосы, узкий
разрез глаз и характерные скулы, то сегодня
многие продавцы на вьетнамских рынках
на-
емные местные жители. За один рабочий день
продавец на вьетнамском рынке получает 50-
60 рублей. Больше вьетнамцев
больше рабо-
чих мест для нас с вами!
Браки, дети.
Сейчас вьетнамцы все чаще же-
нятся на русских. Уже детишки по рынку бегают
общие. Русско-вьетнамские. Прикольная смесь.
Но редкая. Интернациональные браки чаще
возникают в других, маленьких городах, а в Мо
скве практически все вьетнамцы работают, и их
мало волнует личная жизнь.
Рассказывает вьетнамка Дат: «Мы редко выхо-
дим за пределы нашей общины. Практически не
общаемся с русскими, а уж тем более с русски-
ми мужчинами. Если только по делу. Просто мы
все очень деловые».
Мы спрашивали у вьетнамцев про националь-
ность. Вот что нам рассказал один из них: «Раз-
ны, разны бывает! Бывая Вьетнам русская, бы-
вая Вьетнам европейские, немецкие, итальян-
ские, разны, разны бывают! Исе бывая евреи».
Вьетнамские евреи.
..
Верхушка.
Всем нужна крыша. У вьетнамцев
крыша вьетнамская. Есть свои папики с голдой
и шестисотыми мерседесами. Это - воротилы
большого, по большей части - преступного биз-
неса. Они - хозяева положения. С русскими они
не конфликтуют - зачем высовываться? Но
русские их боятся. Чуть что - завалили. И ищи
их потом: все на одно лицо. Китайцев они быст-
ренько задавили. С другими преступными груп-
пировками, мафиями и властью они пока вроде
бы договариваются. Никакой «вьетнамской
войны» в Москве не происходит.
Они контролируют весь свой бизнес. Помимо
рынков и кафе у них есть и другие интересы.
Например, таможня. На многих таможенных
терминалах, куда приходят трейлеры с товара-
ми из Западной Европы, у вьетнамцев «все
схвачено». Не хотите платить пятьдесят тысяч' '
долларов пошлины за ввозимую мебель или
продукты? Заплатите вьетнамцам десятку, а то
и пятерку, и ваши таможенные документы через
день два будут в полном порядке. Растаможка
«в черную», «белая» растаможка
(это когда на
груз оформляются скидки и льготы, и таможен-
ные пошлины значительно снижаются],
любая
растаможка. Есть куча фирм, которые регист-
рируются каждую неделю. На эти фирмы отпра
вляются грузы со всего мира. Пришел груз, его
за взятку дешево растаможили и тут же ликви-
дировали фирму. Нет ее. Как не было.
Туан - владелец шестисотого и золотого перст
ня с брюликом карата на три, говорит, что вьет-
намская растаможка - кормушка не только для
самих вьетнамцев, но и для многих наших с ва-
ми соотечественников. Люди, занимающие
серьезные посты на таможенных терминалах,
по словам Туана, очень довольны тесным сот-
рудничеством. А также очень довольны различ-
ные русские посредники, без которых, как мы
понимаем, никаких дел не делается.
Кроме таможни есть и другие сферы, в которых
некоторые вьетнамцы, впрочем, как и предста-
вители других наций, проявляют себя. Напри-
мер, торговля наркотиками. В частности - геро-
ином, который производят в странах, являю-
щихся географическими соседями Вьетнама -
Лаосе и Бирме.
Также по Москве давно ходят слухи о вьетнам-
ских киллерах. Говорят, что в их среде гораздо
проще и дешевле убить человека. Один знако-
мый бизнесмен в рассказах о своем деловом
партнере часто упоминал некую «вьетнамскую
религию», по канонам которой убить человека -
как доброе дело ему сделать.
Настоящая религия во Вьетнаме - буддизм,
местами присутствует христианство. Насколько
нам известно, уничтожать неверных - это при-
вилегия мусульман. Так что вероисповедание
вьетнамцев тут ни при чем.
«Мы не самая религиозная нация. Просто в ка-
ждом доме или офисе у нас что-то типа алтари-
ка, где могут дымиться благовония или стоять
подношения. Чаще всего это происходит в пер-
вый день каждого месяца по лунному календа-
рю. Мы покупаем фрукты, отдаем дань тради-
циям и нашим предкам, поминаем их.
..»
Масс-медиа.
У вьетнамцев есть
свои сайты с новостями в интер-
нете, свои телеканалы, которые
можно поймать при помощи спут-
никовой антенны-тарелки. Есть да-
же группа людей, издающих здесь ма-
лым тиражом газеты на вьетнамском языке -
точные копии русских газет, точнее, их точные
переводы.
ф
Вьетнамский общепит.
На каждом уважаю-
щем себя вьетнамском рынке есть по меньшей
мере два-три кафе с национальной едой.
Обычно они отличаются ценами и свежестью
кунжутного масла. Хотя, сказать по правде, и
там, и там вкусно.
Чем дешевле вьетнамская еда, тем больше она
похожа на какое-нибудь отечественное бистро
«Калинка» и тем отдаленнее напоминает азиат-
скую кухню.
Если же вам не жалко 150 рублей, то есть на-
дежда, что вы попробуете действительно вьет-
намский суп из крабов и черных шампиньонов и
настоящую вьетнамскую рисовую лапшу с про-
рощенной фасолью, мясом и бамбуком.
Повар из вьетнамского кафе «Ароматная река»:
«Это только на первый взгляд кажется, что на-
ша еда похожа на китайскую. У нас все специи
другие и у нас не так все остро. Вот, видите?
Это вьетнамские блины. Они сделаны из рисо-
вого теста. А внутри - креветки, яйца, овощи,
мясо.
.. Вкусно?»
Его перебивает запыхавшийся человек с ог-
ромной бутылкой виски. Он русский, красноще-
кий, невероятно радостный. Обнимает тщедуш-
ного вьетнамца, снимает с себя часы, пытается
надеть на его руку, благодарит, чуть ли не хво
стом виляет. Выясняется, что пару часов назад
он тут обедал и, будучи слегка под мухой, забыл
свой портфель. А там, естественно, деньги.
Много. А этот официант ему их в целости и со-
хранности вернул. Мол, нам чужого не надо. Ко-
гда мужик ушел, официант залепетал что-то
по-вьетнамски.
- Четыре восемьсот!
перевел мне управляю-
щий. - Представляете?! Там было столько де
нег, и он их все отдал!
Испугался, наверное.
Чего им больше всего не хватает?
Самый распространенный ответ, как, впрочем, и
у нас: «Времени».
Досуг.
Чем они занимаются в свободное от ра
боты время?
Тоан: «В свободное время спим, гуляем и очень
любим ходить по магазинам. Самые любимые -
Рамстор, Охотный ряд, все большие универма-
ги.
..»
Линь: «Мало кто из нас ходит по клубам или в
другие места развлечений из-за языкового
барьера. Мы сидим дома, смотрим телевизор,
читаем книги, иногда можем пойти в ресторан,
но на самом деле многие из нас хотят просто
заработать немного денег и уехать.
..»
^
предыдущая страница 52 ПТЮЧ 2001 01 читать онлайн следующая страница 54 ПТЮЧ 2001 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст