г
ЧЕЛовЕк, который
слишком
много
знал
и
|
В январе-феврале телеканал СТС показывает лучшие криминальные фильмы в истории Голливуда - от «Убийц»
(1946) до «Кристины» (1983) и «Странных дней» (1995). Но главный подарок, который можно пересматривать де-
сятки раз - 6 фильмов Альфреда Хичкока его лучшего периода. Сейчас Хичкок, автор 54-х (!) фильмов - непререка-
емый авторитет и чаще других режиссеров прошлого цитируемая легенда. Вспомните прошлогодний хит «Что скры-
вает ложь» с цитатами из «Окна во двор», «Головокружения» и «Психоза» - Роберт Земекис и не скрывал, что пы-
тался снять фильм, который «сделал бы Хичкок, будь у него компьютер». Но при жизни у мэтра часто бывали не-
удачи, иногда из-за того, что он слишком опережал свое время.
I
«Неприятности с Гарри»
[The Trouble W ith Harry),
1955
Черный юмор истории о том, как несколько людей пытаются спрятать
труп, показался слишком черным американской публике 50-х. Все же
фильм замечателен тем, что на нем началось долгое сотрудничество
Хичкока с композитором Бернардом Херманном, и, кроме того, с него
началась карьера Ширли Маклейн. (3)
I
«Человек, который слишком много знал»
[The Man Who Knew
Too Much),
1956
Это единственный случай, когда Хичкок снял римейк собственного ран-
,
него, 1934 года, фильма. Джеймс Стюарт и Дорис Дэй играют амери-
канскую пару, сына которого похищают в Марокко. Вполне «семейный»
^
фильм, после него Хичкок снял более жесткие картины.
(1)
I
«Головокружение»
[Vertigo),
1958
На «Головокружении», экранизации криминального романа «Среди
мертвых» Буало и Нарсежака, закончилось сотрудничество Хичкока и
кинозвезды Джеймса Стюарта, работавшего с режиссером на четырех
фильмах. Стюарт играет страдающего боязнью высоты полицейского,
,
который встречает брюнетку Джуди, как две капли воды похожую на его
погибшую возлюбленную, блондинку Мэдлин. Потом он узнает, что это
одна и та же девушка. В ее роли Хичкок сначала хотел снимать свою
любимую Г рейс Келли
[играла у него в «Окне во двор», «В случае смер-
ти набирайте М» и «Поймать вора»),
но к тому времени она стала княги-
ней Монако. Тогда он предложил эту роль Вере Майлз, с которой рабо-
тал и до «Головокружения»
[на «Не том человеке»),
и после
[на «Психо-
у
зе»),
но она забеременела. Несмотря на то, что Хичкок возненавидел
Ким Новак, с которой в итоге был вынужден работать
[он даже как-то
I
ради шутки повесил в ее гримерной дохлую курицу),
она была так хоро-
ша, что двойная роль Мэдлин/Джуди стала самой знаменитой в ее
карьере. У Хичкока также были проблемы с названием фильма. Продю-
серам со студии Paramount категорически не нравилось инфернальное
название «Среди мертвых», и они предложили ему на выбор более ро-
>
мантические варианты «Эта ночь наша», «Безумная Карлотта» и «Бо-
язнь любви»
[к счастью, Хичкок устоял).
(5, 6)
I
«Психоз»
[Psycho),
1960
Сцена убийства Дженет Ли в душе цитировалась много и охотно - от
триллера Де Пальмы «Одетый для убийства» до мусора вроде «От зака-
та до рассвета 2». Ли недавно призналась, что, несмотря на прошедшие
десятилетия, не может мыться, если кто-то из домашних или прислуги
не сторожит дверь ванной. Хичкок шел на большой риск, решив «убить»
главную звезду фильма в его первой трети, а Энтони Перкинс, сыграв-
ший Нормана Бэйтса, убийцу с эдиповым комплексом, так и не смог
вырваться из-под власти амплуа. Мало того, он так втянулся, что сыг-
рал в «Психозе 2», «Психозе 3»
[который он даже поставил как режис-
сер)
и «Психозе 4». Какая разнообразная у него была работа! (4)
I
«Разорванный занавес»
[Torn Curtain),
1966
Хичкок несколько раз обращался к политике. Здесь Пол Ньюман иг-
рает ученого, который ведет двойную игру во время холодной войны,
работая на американскую разведку под видом перебежчика в Восточ-
ную Германию. Джули Эндрюс играет его наивную жену, окончательно
запутавшуюся в политических интригах. Я смотрел этот фильм много
лет назад, но никогда не забуду сцену, где балерина Тамара Туманова,
танцуя на театральной сцене, узнает сидящего в зале Ньюмана и бежит
стучать на него спецслужбам. За несколько секунд ее лицо меняется от
профессиональной сосредоточенности до мстительной ярости. Одна из
моих любимых сцен в истории кино.
[8]
I
«Топаз»
[Topaz),
1969
Еще один политический фильм с огромным для своего времени бюд-
жетом
[4 млн $),
плохо прошедший в прокате
(в основном из-за отсут-
ствия крупных голливудских звезд),
рассказывает о французском аген-
те, который работает на американцев и пытается узнать степень влия-
ния русских на Кубе в 1962-м. Как почти в каждом своем фильме,
Хичкок появляется в маленькой роли - обратите внимание на толстого
человека в инвалидной коляске в аэропорту. У режиссера были недора-
зумения со студией Universal насчет финала - в итоге две версии фи-
нальных сцен
[одна для проката в Америке, другая
- в
Европе)
были
сняты не им
[обе эти версии можно увидеть на лазерном диске). [7]
предыдущая страница 62 ПТЮЧ 2001 01 читать онлайн следующая страница 64 ПТЮЧ 2001 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст