ютер, готовые фотографии и почему-то старый ин-
ститутский дневник. Люди из ФБР даже звонили по его
записной книжке всем его знакомым и спрашивали, не
склонял ли он их детей к позированию. В итоге фото-
граф потратил на свою защиту 100 тысяч долларов и
был настолько подавлен и запуган, что даже пытался
покончить с собой. Между тем скандал, как это часто
бывает, сделал его знаменитым и поднял цены на его
работы, что он также считает сомнительным достиже
нием: «Я теперь даже не знаю, действительно ли мои
работы хороши или просто люди покупают их из-за мо-
ей скандальности. Ужас состоит в том, что я уже нико-
гда этого не узнаю точно».
Когда Стерджесу было 28 лет, у него был роман с 14-
летней моделью Дженнифер Монтгомери. Теперь уже
почти 40-летняя женщина, Монтгомери долгое время
изучала отношения взрослых мужчин и девушек-под
ростков, сняв полуигровой фильм «Искусство для учи-
телей», в котором есть герой, похожий на Стерджеса. В
фильме этот герой выглядит как «похотливый лгун, ис-
пользующий фотографию как способ любоваться об-
наженными детьми»
(сам Стерджес говорит, что персо-
наж фильма и вообще отношения героев не имеют ни-
чего общего с реальными событиями, а фильм скорее
художественный, чем документальный)-.
«Мои фотогра-
фии никак не провоцируют сексуально. Модели не по-
зируют, не смотрят в камеру, не искушают зрителя. Они
сняты в естественных для любого человека ситуациях,
ведь мы многие вещи делаем в обнаженном виде
просто не перед фотоаппаратом». Стерджес сравнива-
ет обвинения в свой адрес с процессом испанской ин-
квизиции начала XIX века против Франциско Гойи, ко
гда его картина «Обнаженная Маха» тоже воспринима-
лась как «непотребная», и удивляется, что два века ци-
вилизации, прошедшие с тех пор, не изменили отноше-
ние людей к искусству.
Стерджес называет свои работы анти-рюир: «Культура
пинала подразумевает, что вы должны любоваться
чьим-то телом, полностью лишенным личности. Вы
фантазируете о том, что могли бы делать с телом сек-
суально, не спрашивая разрешения у его или ее вла-
дельца. Моя же работа состоит в том, чтобы показать в
первую очередь уникальную и разностороннюю лич-
ность. Я за то, чтобы люди занимались сексом только
после наступления совершеннолетия, но в Америке по-
чему-то считается, что в 17 с половиной у тебя не мо-
жет быть сексуальности, а через полгода она уже мо-
жет быть. В реальности же все по-другому. Развитие
сексуальности - это долгий процесс, занимающий все
подростковые годы. Странно, что именно в Америке,
где вся реклама, кино и телевидение пропагандируют
секс, мой взгляд на этот вопрос расценивается как
преступление. Но это ведь ханжество».
Британский фотограф Дэвид Хэмильтон с 1970-го
выпустил 17 фотоальбомов
(общий тираж - около
миллиона экземпляров),
которые включают и пейзажи,
и натюрморты, но большая их часть - обнаженные де-
вочки от 12 до 19 лет. Многие его альбомы, среди ко-
торых «Сны молодых девушек»
(1970),
«25 лет худож
ника»
(1992),
«Возраст невинности»
(1995),
«Место
под солнцем»
(1996),
теперь стоят от 50 до 10ОО
(!)
долларов на рынке редких книг как раритеты.
Обычно он сопровождает фотографии цитатами о юно-
сти и невинности из Оскара Уайльда, Байрона и
Джеймса Джойса. В отличие от коллег, отрицающих от
кровенный сексуальный посыл своих работ, Хэмильтон
не скрывает, чего добивается в фотографиях: «Они
эротичны, я это признаю. В конце концов, в этом и за-
ключается моя работа».
Своих моделей он описывает почти как Набоков Поли
ту: «Среди девочек определенного возраста есть ис-
ключения, способные испускать очень мощные эроти
ческие импульсы, которые улавливают только взрос-
лые мужчины. Своими фотографиями я как бы призна
юсь в том, что заставляют чувствовать меня эти девоч-
ки - я совершаю признание, которое мало кто из муж-
чин может себе позволить в нашем обществе. Этой те-
ме посвятили себя только три человека. Набоков
в
литературе, Балтус - в живописи, я
в фотографии».
Конечно, его альбомы раздражают моралистов и в
Америке, и в Британии, но Хэмильтон, благоразумно не
выезжающий из своей парижской квартиры, чувствует
себя в безопасности: «Это типичная англо-саксонская
проблема. Французы относятся к моим работам совер-
шенно спокойно». Своих критиков он с презрением на-
зывает «недотраханными». Профессиональные искус-
ствоведы тоже не любят Хэмильтона, считая его фото-
графии менее «художественными», чем, скажем, Стер-
джеса и Манн, и более порнографическими и прямоли
нейными. Его девушки безоговорочно сексуальны, а
всякие цветы в волосах и другая «пошлость» так явно
говорят именно о чувственной привлекательности юно-
сти, что зрители поневоле ощущают себя вуайерами, а
критики, например, Сара Боксер из New York Times,
пишут: «Когда смотришь на его фотографии, не мо-
жешь отделаться от ощущения, что их снимал дрожа-
щими руками похотливый старикашка». Другие при-
знают, что Хэмильтон очень эффектно умеет подать
подростковое тело как графическую формулу, передать
иногда его угловатость, иногда - пробивающуюся зре-
лость и женственность.
Обычно в спорах о том, где кончается искусство и на-
чинается порнография, участвуют критики, художники и
адвокаты. И очень редко - сами модели, «предоставля
ющие» свои тела для фотографии. 22-летняя Рози Бо-
удри, которая в три года была невольной моделью для
скандальной фотографии Мэплторпа «Рози», назвала в
интервью газете Independent оппонентов этой фото-
графии «тупыми цензорами». Она считает, что это пре-
красная фотография, подарила ее своему бойфренду и
собирается повесить на стене ресторана, где работает.
Рози называет эту свою фотографию, которую из-за
откровенности сняли с ретроспективы Мэплторпа в
Лондоне, «милым снимком, запечатлевшим невинность
ребенка».
Несмотря на то, что работы Хэмильтона часто
считаются «вуайеристскими», именно девочки
предлагают ему снимать их, а не он их. Часто к
нему подходят прямо на выставках, и уже после
этого происходит разговор с родителями.
Цензура не щадит не только фотографов. Фильм
«Лолита», снятый Эдрианом Лайном по признан-
ному литературному «педофильскому» шедевру
Набокова, несколько лет не допускался на аме-
риканские экраны, и когда его наконец показали
на телеканале Showtime в 1998-м, это была так
называемая «адвокатская версия» - адвокат
(не
режиссер, не продюсер и не цензор)
удалил из
фильма все сцены, которые могли вызвать скан-
дал, хотя во всех этих «рискованных» сценах
снималась совершеннолетняя дублерша актрисы
Доминик Суэйн.
Можно предположить, что нынешняя «охота на
ведьм» в Америке из-за «детской порнографии»
- бумеранг, которым общество наказывает себя
за свое прошлое. Очень долго проблема совра-
щения малолетних замалчивалась, и это приво-
дило к тому, что люди всю жизнь страдали из-за
психологических травм, пережитых в детстве. Сейчас в
Америке другая крайность - люди готовы искать «из-
вращенцев и педофилов» всюду, подглядывать за со-
седями и дотошно изучать семейные альбомы друзей.
Это приводит к тому, что подростки лишаются сексу-
альности и пола, в некоторых американских штатах ку-
пируются такие классические шедевры, как «Жестяной
барабан», людей, выступающих за то, чтобы обсуждать
проблему мастурбации в школе, увольняют с работы, а
нагота а приори отождествляется с сексом, а не с есте-
ственным состоянием. Но цифры, тем не менее, гово-
рят об обратном. Например, в Дании и Германии после
легализации детской эротики было зарегистрировано
уменьшение сексуальной преступности по отношению к
детям. В Америке среди зарегистрированных жертв
любого насилия над детьми со стороны взрослых 12%
были жертвами сексуального насилия и, несмотря на
всю борьбу с порнографией, выросла с 1990-го до
18%. При этом допросы насильников показали, что они
потребляли гораздо меньше порнографии, в том числе
и «детской», чем обычный взрослый человек. Боль-
шинство из них никогда не слышали о Хэмильтоне и не
держали в руках альбомы с детской обнаженкой, пото-
му что насильники, как и любые преступники, мало ин
тересуются искусством. А люди, которые потратят
деньги на альбом Хэмильтона, вряд ли начнут насило-
вать детей
в конце концов, связь искусства с реаль-
ностью не настолько сильна, как нам часто пытаются
доказать.
предыдущая страница 47 ПТЮЧ 2001 03 читать онлайн следующая страница 49 ПТЮЧ 2001 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст