Безграничные возможности меня всегда смущают. Сделать вы-
L
бор я практически не могу. Когда мне пришлось выбирать тему
курсовой работы, я сползала по стенке в деканате, не в силах
произнести ни одного слова, кроме «искусство». Потому что лю-
бой выбор ограничивает, делает меня элементом какой-то сис-
темы и автоматически включает счетчик, который следит за ба-
^
заром. Невероятно приятно растягивать удовольствие, переби-
рая разнообразные отражения одного и того же. Можно часами
рассматривать этикетки, смаковать детали, сравнивать оттенки
и получать удовольствие от узнавания великих оригиналов в ко-
у
пиях. Поэтому так очаровывает поп-культура с ее бесконечным
тиражированием реальностей. Эпоха триумфа копий над образ-
цами и перетекания времени в вечность. Понятно, что все вок-
,
руг - новое every time, и ничего нового в принципе быть не мо-
жет.
k
С решения этого важного во всех отношениях вопроса начал
новый временной отрезок длиною в вечность художник Антон
t
Смирнский. Все совпало. И что особенно приятно, вовсе не слу-
чайно, а по воле художника и галериста. Самая радикальная
московская галерея XL, которая молчала полгода, и ее галерист
^
Лена Селина, в депрессии ожидающая новых проектов, неожи-
данно возобновили выставочную практику в новом тысячелетии
^
выставкой с устрашающим названием «Иногда они возвраща-
ются». Не помню, откуда эта фраза, может, из сериала про
^
Фредди Крюгера?
Но ничего ужасного не произошло. Просто ремикс. Завернув в
знакомую арку недалеко от Маяковской, я нашла во дворике
всю компанию без изменений: те же художники и те же критики,
подвыпившие и веселые. Они мягко перетекали из галереи на
улицу и обратно, как чеширские коты, оставляя пустые стакан-
чики и обрывки фраз. И никакого миллениума не было - так,
;
очередная галлюцинация массовой культуры. В маленькой га-
лерее опять полно народу и никого не видно к тому же. Видео-
сеанс. Все стоят в темноте и тупо смотрят на проекцию на сте-
не. Ну и чего? Рыцарей в доспехах из бытовой фольги я помню
еще с 1993 года. Фотографии с синим отливом печатались в
к
Птюче №3, еще в какие-то совсем доисторические эйфориче-
ские времена. Сквозь паутину сухих стволов непроходимой ча-
щи просвечивает загадочный силуэт. На обложке того леген-
дарного номера - фотография самих художников, группы Фен-
со. С тех пор они успели обрасти бородами
(проект Базак)
и на-
г
чать отдельную жизнь. Наконец настало время поставить все
точки над «и» и выяснить причины распада Феномена Сознания
(сокращенно Фенсо].
..
Хотя, конечно, скандалы все впереди
(су-
дя по последней прессе).
Лучше вообще забыть, что Фенсо раз-
делились на две группы
(вторая половина выставилась парал-
лельно в галерее Гельмана).
Я лично считаю, что чем больше,
тем лучше. Антон со мной наверняка согласится, и Джа будет
доволен
(это Антон так всегда приговаривает).
И вот, несмотря на все эти перемены, тот же рыцарь мотыляет-
ся в просветах серого, как и он, неба. Вся галерея обмотана бы-
товой фольгой, и строгие люди в черных пальто стоят молча и
неподвижно. Иронический перфоманс. Все говорили о каком-то
новом видео, которое сделал Антон и даже сам записал к нему
музыку. Ждать было мучительно. К тому же в мои планы не вхо
дило долго задерживаться.
Но так случилось, что мне пришлось еще раз вернуться. Зайдя
через некоторое время к Лене Селиной, которая одиноко сидела
в своей галерее, завернутая в фольгу как бутерброд или шоко-
ладная конфета с начинкой, я попросила ее показать мне все
же новое видео Антона. Ситуация располагала к созерцатель-
ности. Фольга, если отрешиться от снобизма последних лет, бу-
доражит воображение. Рулон тонкого стального листа звенит от
малейшей вибрации. Вполне железный ветер без времени за-
стывает в космической тишине. На стальной поверхности под-
теки моего отражения. Случайно уткнувшись в мерцание видео-
проекции, я заметила, что рыцарь, странно размахивая руками,
начинает двигаться обратно, внутрь. Отражение симметрично
перевернутое с конца на начало. Я краснею и мне становится
стыдно, что я такая тупая и невнимательная. Мгновенное осоз-
нание. То, к чему стремится современный герой
(что-то среднее
между рыцарем короля Артура и Бэтмэном)
- это потерять ори-
гинальность и превратиться в галлюцинацию, в копию самого
себя. В бесконечное число копий, каждая из которых неповто-
рима во времени. Новое микшируется из любовно собранного
любимого. Оно не восхищает неожиданным поворотом событий,
не шокирует и не настораживает. Оно сказочно прекрасно, му-
зыкально и естественно галлюцинаторно. Микширование поз-
воляет создавать идеальное пространство не только на танцпо-
ле. Эта практика, возникшая с появлением первых ди-джейских
пультов, в новом тысячелетии сделает нас абсолютно счастли-
выми и прекрасными. В результате появляется новый стиль
жизни, новое ее ощущение, когда проблема выбора исчезает.
Хотя это и страшновато.
_/арт-заметки
предыдущая страница 65 ПТЮЧ 2001 03 читать онлайн следующая страница 67 ПТЮЧ 2001 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст