«Звездная воина» Голливуда: вышедшие в тираж Дэвис и Крауфорд защищают ушедшую славу, молодость и
красоту во время сьемок «Что случилось с крошкой Джейн?»
(слева)
и в самом фильме
(справа)
«Джоан Крауфорд? Да, помню, первый случай сифилиса в Голливуде»
Бетт Дэвис
мися. Брошенная любовница, сходящая с ума и уби-
вающая любимого мужчину, лишь бы не делить его с
другой женщиной, - в «Одержимой»
(1947).
Богатая пи-
сательница, узнающая, что муж планирует ее убить, - в
детективе «Внезапный страх»
(1952, за обе эти роли
номинировалась на «Оскар»}.
Феминистская героиня в
мужском мире вестерна - в «Джонни-гитаре»
(1954).
Стареющая женщина, которая влюбляется в молодого
жиголо и, возможно, убийцу - в «Женщине на пляже»
У (1955).
Интриганка, манипулирующая членами своей
семьи и доводящая их до алкоголизма и самоубийства, - в
«Королеве пчел
» (1955).
Во всех этих фильмах Крауфорд на
столько доводит свой почерк и пластику до совершенства, что
становится похожей на карикатуру на саму себя и скатывается
в откровенный кэмп, переигрывая и подчиняя себе все фильмы,
в которых играла.
В середине 50-х она начинает параллельную карьеру - выйдя
замуж за председателя совета директоров молодой тогда ком-
пании Pepsi cola Альфреда Стила, она становится
(задолго до
Майкла Джексона и, простите, Децла)
ее spokesperson, первой
в истории кинозвездой, которая преуспела в другом бизнесе и
первой же, начавшей рекламировать продукты. Сейчас для
звезд это обычный дополнительный приработок, тогда же этим
вообще никто не занимался.
Ее последний брак продлился меньше 4-х лет, Стил умер, и
Крауфорд, несмотря на то, что ее сделали почетным членом со-
вета директоров за заслуги в рекламе пепси, нуждалась в день
гах. Она предложила Роберту Олдричу снять с ней и ее давней
соперницей Бетт Дэвис «Что случилось с крошкой Джейн?»
(1962),
согласившись на символический гонорар, но настояв
на проценте с проката. Тогда актриса-продюсер было тоже
чем-то новым для Голливуда, и студии отказывались от финан-
сирования, не понимая, кто же будет смотреть фильм о двух
стареющих сестрах бывших звездах, живущих в одном доме и
воюющих друг с другом не на жизнь, а на смерть. В итоге студия
Warner Bros согласилась и не прогадала
«Крошка Джейн»
стала одним из самых прибыльных фильмов года, а Крауфорд
не только опять с триумфом вернулась в кино, но и доказала
свой коммерческий инстинкт.
В The Village Voice был очень точно описан эффект этого филь-
ма: «Главная голливудская мазохистка страдает от главной
108
голливудской садистки». Крауфорд действительно последова
тельно играла загнанных в ловушку женщин - либо бедных ра
ботяг, не получающих к концу жизни ничего, кроме разочарова-
ния и горя, либо роковых красавиц, влюбившихся в неправиль
ных мужчин - или гангстеров, или неудачников. Дэвис же спе-
циализировалась нэ ролях жестких теток, заставлявших муж
чин страдать. Играя «звезд на пенсии», Дэвис и Крауфорд
очень рисковали, потому что играли почти себя и свое реальное
соперничество в жизни. Именно это и понравилось публике
беспощадная самоирония и скандальные намеки на личные от-
ношения только подогрели интерес и вызвали у зрителей ува-
жение к «старым клячам». О настоящей публичной войне между
Дэвис и Крауфорд, длившейся всю их жизнь, ходят легенды.
«Джоан Крауфорд? - язвила Дэвис, когда в одном интервью ее
спросили, что она думает о сопернице,
да, помню, первый слу
чай сифилиса в Голливуде». «Почему-то считается, что Бетт
Дэвис умеет играть, - парировала Крауфорд. - Но она в основ
ном берет криком. Один раз на съемках она так долго орала, что
я успела связать шарф длиной до Малибу». Но, снимаясь в «Что
случилось с крошкой Джейн?», обеим дивам пришлось забыть
о гордости - им нужен был хит, чтобы вернуть затухшее внима-
ние публики. Результат был двояким. С одной стороны, это был
успех. С другой, их яростная схватка так всем понравилась, что
им стали в основном предлагать только роли в дешевых филь-
мах ужасов.
Сейчас хоррор - уважаемый жанр со стажем. Джоан Крауфорд
в 60-е снималась в основном в таких фильмах, к ужасу старых
поклонников и восторгу новых. Два фильма классика этого жа
нра Уильяма Кастла «Смирительная рубашка»
(1964)
и «Я ви-
дела, что ты наделал»
(1965)
не вызвали восторга у широкой
публики, зато преданные знатоки жанра пересматривают эти
фильмы до сих пор - сцена с Крауфорд, отрубающей голову не
верному мужу и его любовнице, даже появляется в «Мамочке-
маньячке»
(1994)
Джона Уотерса как посвящение и любимому
Уотерсом Кастлу, и Крауфорд, которая по-своему тоже была
мамочкой-маньячкой.
Осенью 1978-го, через полтора года после смерти звезды,
мир узнал о новой, неизвестной им раньше Джоан Крауфорд. И
ужаснулся. Старшая из четверых приемных детей актрисы Кри-
стина описала правду о жизни со знаменитой матерью в книге
«Дорогая мамочка». Автобиография вышла со слоганами «По-
предыдущая страница 99 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн следующая страница 101 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст