_Cultural jamming
Здесь и сейчас
EX]
Каспаре Ванагс
■ Точно так же, как считалось, что компьютер откажется адекватно воспринимать 2000-й год, человеческий разум в созданном им ми-
ре цифр не в состоянии логически справиться с метафизическим нолем - не существующим первоисточником и финалом всего сущест-
вующего, черной дырой из таблицы умножения, закодированной в памяти со школьных времен таблицы умножения. Я - из тех, для кого
90-е - зто годы, попавшие под влияние этого нуля. К тому же, они, как метко брошенные дротики, попадают точно в мою «десятку». В
2000-м мне исполнилось ровно тридцать. Поэтому со всеми вытекающими отсюда последствиями я могу считать себя одержимым но-
лем молодым человеком. Именно в круглые юбилеи мы пытаемся взглянуть на свою жизнь с присущим празднику размахом: т.е., не-
сколько глобальней, чем обычно. Мы даже осмеливаемся вспомнить о теории относительности, чтобы применить ее к себе и всему ок-
ружающему - не боясь риска, умножить себя на ноль. Мне выпало это сделать в контексте «лихорадки милленниума».
Впервые «миссионерский колониализм» хри
стианской Европы увенчался таким успехом
весь мир объединился вокруг общей временной
системы, точкой отсчета которой служит рожде-
ние Иисуса Христа. Миссионерский колониализм
тем временем преобразился в глобальный капи
тапизм, а празднование Дня рождения Иисуса
превратилось в раскрученную на весь мир торго-
вую марку. Такую же, как выпущенный в свет
глобальный образ кока-коловского Деда Мороза
- в красной шубе с белой окантовкой и в такого
же материала конусовидной шапке
(и такую же,
как запущенный в китайскую цивилизацию Тро
янский конь - ввезенный англичанами опиум).
В
торговую марку, которая главным образом заду
мана для нашего единомыслия, потому что, от-
считывая время, мы считаем и самих себя
как в
детской книжке советского писателя В. Сутеева
про охваченных цифровой паранойей зверей,
решивших сосчитаться только тогда, когда все
вместе оказались на корабле, который вот-вот
должен начать тонуть под их общим весом. Пра-
зднование милленниума означает осознание
сущности этого корабля: единого мирового рынка
и унифицированного общества потребителей.
90 е годы в Риге
только одна из палуб этого
корабля: и здесь радиоприемник скандирует тот
же самый формат adult contemporary, что и в ка-
питанской каюте, а на завтрак подают тот же
Kellogs с молоком из тетрапаков
(программа ав-
токорректора в моем компьютере отказывается
признать существование такого слова),
и боль
шая часть домашних животных наших горожан
откармливается созданными в западных лабора-
ториях сухими гранулами унифицированного
корма
(интересно, как это в будущем повлияет на
их генофонд).
Меня особо не беспокоит тот факт,
что латыши сейчас обедают и одеваются так же,
как и русские, и национальная идентичность с
трудом находит равноценные формы самовыра
жения. Меня волнует, что 2000 й год больший
ство рижан встретило так же. как и индийцы или
западные немцы, как потомки латиноамерикан-
ских индейцев или гонконгские клерки: мы
встретили его как голую цифру.
По сравнению с религиозным значением этой
цифры конкретный бог конкретной религии оста
ется на втором плане. Хотя как раз именем Ии
суса Христа в свое время оправдывали процесс
колонизации, который заставил деградировать
или превратил в миф другие цивилизации и куль-
туры, теперь это имя придает глобальный харак-
тер празднику! Принимая во внимание то, что за-
падная цивилизация не оставила большого числа
альтернатив обществу потребления, становится
понятно, почему многих из нас мучают сомнения
в прогрессивном или по крайней мере практич
ном характере этой цивилизации. Кто по-настоя-
щему знает, лучше ли мобильный телефон, чем
телепатия Марты с Голубой горы, и можно ли на-
звать электрический обогреватель Siemens
большим чудом, чем лишь полстолетия назад
утерянное буддистскими монахами умение пере
носить гималайскую зиму в одной набедренной
повязке? Потеряв связь с мистическими истина-
ми, мы обрели мир западных ценностей, которые,
как мы теперь понимаем, в конечном счете ведут
к тупику. При нехватке решительности дать кон-
кретный ответ мы все чаще заключаем свою
жизнь в кавычки и в разговоре употребляем сло-
вечко «типа». Разумный человек, чистя с утра зу-
бы, вряд ли думает об атомной катастрофе или
мировом финансовом кризисе, о промахах ген-
ной инженерии или озоновой дыре. Бодрийар
считал, что он эти мысли отправляет в воздух как
некий сателлит, чтобы они не мешались под но-
гами в ежедневной спешке.
Несколько обобщая, хочется думать, что орбита
движения этого сателлита над нашим существо-
ванием стала предпосылкой того, чтобы в начале
90-х в западном мире молодежь, назвавшаяся
Generation X, обратилась к радикально новым
формам молодежного движения. Это поколение
людей, которые отлично ориентируются в новых
технологиях и информационных системах, осо-
знают планету как глобальный рынок и не питают
особых иллюзий о прогрессивности материально
ориентированной западной цивилизации. В то же
время, в отличие от бурных 60-70-х, нынешнее
поколение больше не лелеет мечты о какой-либо
глобальной альтернативе.
Осознав неизбежную инфильтрацию законов
рынка в любые социальные процессы, молодежь
больше не тратит свойственный ей революцион
ный дух на уличные демонстрации, песни протес-
та или бунтарские художественные акции. Креа-
тивность как реализация альтернативы «инвес-
тируется» в сам жизненный стиль молодого че
ловека: скажем, одни пародируют того или друго
го молодежного идола, другие все свободное
время жертвуют своей домашней страничке в
Интернете, те бойкотируют предприятие моно
полиста или экологически вредные продукты, эти
покупают одежду только в магазинах секонд-
хэнда, а вот эти поддерживают издания незави-
симых звукозаписывающих компаний или, на-
пример, не едят мясо. Лозунг «Think globally, act
locally», введенный в свое время в обращение ак-
тивистами Greenpeace, распространил свое вли
яние и на такие кажущиеся несущественными
мелочи, как серьга в нижней губе, и на более
серьезные вещи - акции хакеров и худож-
ников граффити. К тому же появилось
( .
полное техническое обеспечение словам
Йозефа Бойса о том, что «каждый человек _____
- художник»: независимые трансляторы и
издания в Интернете, домашние звукоза-
I
писывающие студии и мобильные диги-
тальные камеры. Молодые люди обдуман-
но выбирают для себя роль «чудаков»,
объявляя основанный на своеобразии
стиль жизни процессом творческого и не-
зависимого поиска собственной идентич-
ности. Гении больше не в моде. Каждому
быть гением - вот новая программа.
Связанные с особым стилем жизни про
дукты потребления сразу приобрели ха-
рактер специального медиа. Никто боль-
ше не называет их искусством. Выставим
вверх указательный палец и мизинец на
обеих руках, начертим ими в воздухе ка-
вычки и скажем: ну, типа искусство. Эски-
зы татуировок, дизайн пластинок или до-
сок для сноуборда, ручные сумочки с ми-
тающими лампочками, моментальные снимки и
комиксы в молодежных изданиях, клубные флай
еры и музыкальные клипы, а также ди джеи, ви
джеи и промоутеры не ассоциируются теперь
только с зоной индустрии развлечений. Точный
выбор модели спортивной обуви в соответствую-
щей среде субкультуры может быть таким же
блестящим примером самовыражения, как в
другой среде - премьера в опере. Это звучит аб-
сурдно, но иконография «особой» уличной и
клубной моды стала реально функционирующим
способом коммуникации, она теперь отображает
не социальный статус, а точку зрения на мир.
Культурные события 90-х проходили не только в
галереях, музеях и концертных залах. Сущест-
веннее становилась независимая среда: «выезд-
ная сессия» на каком-нибудь заброшенном за-
воде, уличный карнавал, вечеринки в клубах, ве
щание пиратских радиостанций, граффити на
стенах и просто какая-то надпись на майке.
Ряд этих примеров можно продолжать бесконеч-
но. Так же бесконечно можно иллюстрировать
воздействие субкультур или «культуры гетто» на
жизнь официальной культуры. Хотя это и не в
стиле «поколения X», отгораживающего себя от
всего официального/общепринятого/традици-
онного. Когда все большая часть человечест-
ва принимает образ жизни среднего унифици- ►
предыдущая страница 47 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн следующая страница 49 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст