Слева вверху и по часовой
стрелке: «Эйзенштейн»,
«Метрополис», «Толстушка»,
«Интимность», Лили Тэйлор в
«Джулии Джонсон»
и Леонардо Ди Капиро
в Don's Plum
Ч /
JD
I
га
О
л
/Ирина Любарская/
_ Н е т р а д и ц и о н н а я с е м ь я сред и а м е р и к а н с к о го к о ш м а р а
[х]
Заметки о Берлинском кинофестивале’2001
• Берлинале в последние годы называли европейским полиго-
ном для номинантов на «Оскар». В этом году фестиваль резко
изменил курс: его директор Мориц де Хадельн, родовитый космо-
полит с швейцарским паспортом, говорящий на полудюжине язы-
ков и ни на одном, как уверяют знающие люди, без акцента, уво-
лен со своего поста за то, что развел в самом центре Европы
американщину и голливудщину. Под руководством весьма стран-
ного председателя, недавно уволенного главы студии XX Century
Fox Билла Микеника, жюри решило сделать ставку на скандал, от-
вергнув и оскаровских номинантов «Шоколад», «Малена» и «Тра-
фик», и политкорректные опусы бывших «независимых» «В поисках
Форрестера» Гаса Ван Сента и «Одураченных» Спайка Ли. Прошел неза-
меченным даже осмысленный социальный вызов Катрин Брейа
(«Тол-
стушка»),
отлитый в чеканный сюжет о первых сексуальных опытах кра-
сивой и некрасивой сестричек, закончившихся страшным убийством. И
все - ради обескураживающего своим бесстыдством, некрасивостью,
вторичностью и затянутостью фильма «Интимность» специалиста по
пышным оперным постановкам и историческим экранизациям Патриса
Шеро. За 2 часа двое немолодых любовников «по средам» успели пере-
пробовать все европейские варианты секса, включая быстрый перепих в
одежде - на прощанье. Но понять, что их связывало и развязало, невоз-
можно. Поэтому главным вопросом, который обсуждался на пресс-кон-
ференции, был такой: насколько исполнители и режиссер следовали
принципам Догмы в рискованных сценах и не стоит ли все-таки хотя бы
гримировать всю эту порнографию? Ответом стали Золотой медведь и
Голубой ангел за лучшую европейскую картину, а также Серебряный
медведь Керри Фокс за лучшую женскую роль.
В этом году самое интересное происходило не на конкурсных показах, а в
молодежном «Форуме», пестрой «Панораме» и ретроспективе Фрица
Ланга, увенчанной восстановленным и дополненным «Метрополисом».
«Форум» показал несколько неглупых фильмов-исследований на тему
кино. Канадский англичанин Ренни Бартлет, когда-то бывший ассистен
том у Салли Поттер на «Орландо», где он и познакомился с оператором
Алексеем Родионовым, снял первый в истории кино игровой фильм о
Сергее Эйзенштейне. Прелесть этого байопика в том, как ловко удалось
автору, промчавшись по канве всем известных фактов из биографии
«лучшего режиссера всех времен», сделать совершенно выдуманную в
лучшем смысле этого слова историю. Актер Саймон Макбарни, снятый в
наклонных ракурсах Родченко и Малевича, разыгрывает трагическую
клоунаду о любви. Страстно влюбленный в саркастично-умного Мейер-
хольда коротышка с папильоточными кудрями «замещает» его недале-
ким и вульгарным красавцем Григорием Александровым. Невероятно
красив эпизод американского вояжа Эйзенштейна с Александровым:
Голливуд как идеальная сцена для капризов содержанки-Александрова и
мексиканская пустыня как роскошный задник для разрыва двух любов-
ников. Хорошо, что Бартлет не занялся «реконструкцией» того, как якобы
«работал гений» - вместо этого забавный гэг с рассыпавшимися по ле-
стнице апельсинами, наложенными на кадры знаменитого расстрела на
одесской лестнице из «Броненосца Потемкина».
«Американский кошмар» Адама Саймона
(автора вполне трэшевого
«Карнозавра») -
настоящая экранизированная диссертация, исследую-
щая причины расцвета жанра Б-хорроров в конце 60-х-начале 70-х.
Джордж Ромеро, Тоб Хупер, Уэс Крэйвен, Джон Карпентер и Дэвид Кро-
ненберг со всей серьезностью отнеслись к простому вроде бы вопросу:
почему вы начали снимать эти кошмарные сюжеты? А румяные универ-
ситетские профессора, наоборот, предались воспоминаниям, какие впе-
чатления у них были в детстве от просмотра их фильмов. Кадры из «Ночи
живых мертвецов» после этих размышлений естественным образом
монтируются с вьетнамской хроникой, а разгул уличного насилия - с
«Мурашками». Причем фильм сделан весело, с чередованием эффект
ных приемов документального и телеизображения и намекающим на
продолжение финальным рассуждением Кроненберга о фригидности ки
но, эксплуатирующего секс и насилие.
Небольшой сенсацией стал «снятый с полки» фильм семилетней давнос-
ти «Don’s Plum» с Леонардо Ди Каприо. По слухам, к его окончательному
монтажу приложил руку Ларе фон Триер. Похожий на любительское кино
рассказ о мальчиках-девочках, прожигающих жизнь между суицидом и
беспорядочным сексом в одноименном с фильмом баре, был запрещен к
показу в США, выпущен в Берлинале под маркой студии Zentropa и куп-
лен
(ликуйте, фанаты Лео - здесь он все время почесывает низ живота!)
для проката в России. А настоящая сенсация - это французская картина
«Убийственные девушки» про знаменитых сестер Папен, служанок лю-
бовниц-лесбиянок-убийц. В 1933 они зверски убили своих хозяев, дога-
давшихся об их интимной жизни. Киногурманам документальная секция
предлагала и фильм о реальных сестрах Папен, одна из которых еще жи-
ва, но соблюдает обет молчания со дня суда над ними.
Самый успешный фильм «Панорамы» - «Джулия Джонсон» с чудесным
дуэтом Лили Тэйлор и Кортни Лав в ролях затравленной обыденностью
почтенной домохозяйки с двумя детьми и ее задушевной подружки, кото-
рая, придя утешать растерянную собственной смелостью разведенку, от-
крывает ей новый мир чисто женской сексуальности. Короче, образовы-
вается нетрадиционная, но счастливая семья.
предыдущая страница 68 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн следующая страница 70 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст