oses
*>
^ aH4eBaAbBM музыка. И(>. j
полвяет
ансамбль' элек *
---
««vui4v/aj|
JACK*
1
г** ' • %-v*
:-.
..
. t тромузыкалышх
н истру---
Ч* ’т
___'4
>
%
' ♦(; S
'
' «
. *,
%
.
"•■>•
r * \
ментов
>
Всесоюзного ’ Da*
v?
AHO
H ■
телевидения
под
1, управлением
В. Мещери-
ва.'л>!'Н П4ГД
T fffV Î
454.»
Ш
Откуда ветер дует
Первый в мире электромузыкальный инструмент
сделал инженер Пев Термен. В 1921 году он про-
демонстрировал терменвокс в Кремле. На опыте
присутствовал В.И. Ленин, который, после полной
электрификации страны, интересовался любыми
открытиям в области электричества. Он очень по-
радовался, что даже музыку у нас сделали элек-
тронной, и пожелал всячески ее пропагандировать.
На знаменательной встрече Термен исполнил ме
лодию «Жаворонка» Глинки. Аккомпанировала ему
секретарь Ленина Лидия Фотиева
(сейчас термен-
вокс используют Jay Jay Johanson и Portishead).
В
начале ЗО-х Термен уехал в Америку. Ему предла-
гали оснащенную базу, деньги и постоянное место
жительства, но он прожил там несколько лет и вер-
нулся домой, где его не ожидало ничего хорошего.
Сначала посадили, позже предоставили крошечную
лабораторию. И все. А американцы, естественно,
использовали результаты его экспериментов и
изобретали новые музыкальные технологии. В
СССР терменвокс тоже разрабатывали дальше. За
несколько десятилетий появилась целая серия эле-
ктроинструментов: клавиолина, электроорган, эле-
ктророяль, домрела, виброфон, электробас, элект-
рогитара.
И на советской эстраде, и по радио звучали от-
дельные электрические инструменты. Но электро-
музыка оставалась экспериментальной. «Право на
существование электронная музыка могла отсто-
ять, только вырвавшись из сферы эксперимента.
..»
На профессиональный уровень она вышла в 1958
году. На Всесоюзном радио появился специальный
ансамбль электромузыкальных инструментов под
управлением В.В. Мещерина. Были сделаны пер-
вые фондовые записи, которые часто передава-
лись по радио, их выпускали на виниле, использо-
вали в кино, театре и на телевидении. Знающие
меломаны и интересующиеся бизнесмены вспом-
нили и добрались до электронных раритетов сов-
сем недавно. Ящики-каталоги в архиве Гостелера-
диофонда заполнены карточками с названиями
композиций, годом написания песни и перечисле-
нием использованных инструментов. Выбираете,
делаете заказ - приносят целую коробку с бабина-
ми, т.к. на каждой бабине записана всего одна пес-
ня. Так была собрана компиляция композиций ан-
самбля Мещерина - настоящая классика совет
ского easy. Диск выходит, естественно, на лэйбле
Легкие.
Погружение
Вячеслав Мещерин попал на радио в 1952 году,
еще студентом-заочником 1 -го курса композитор-
ского факультета института им. Гнесиных. До «по-
гружения» в электронику работал редактором, за-
местителем заведующего отделом музыки народов
СССР, зам. главного редактора редакции сатиры и
юмора. Потом откопал во МХАТе никому не нуж-
ный гармониум, нашел электроорган, электрогита-
ры и собрал всю аппаратуру в Доме звукозаписи.
Инструментов в ансамбле было меньше, чем в
обычном симфоническом оркестре. Они стояли в
зале вперемешку с пюпитрами и стульями и подсо-
единялись кабелем к громоздким приборам.
Радиоансамбль - единая слаженная электронная
В.В. Мещерин
схема с пультом управления
(его называли «пульт
смеситель»).
Равноправным участником оркестра
был инженер В.Устьянцев, занимающийся всей
технической частью. Запись на пленку производи
лась без микрофона. Звуковой сигнал от инстру-
ментов подавался непосредственно на вход микро
фона - это исключало лишние искажения.
Ансамбль начал собираться с 1956 года, и почти
10 лет люди работали на энтузиазме, приходя на
репетиции строго с 7 до 9 утра и не получая зар
плату. Дебютный концерт, или «Импровизация в
эфире» прозвучала на Всесоюзном радио в 58 го-
ду. Опасаясь, как бы во время первой трансляции
на всю страну не случилось какой-нибудь «осечки»,
Мещерин решил подстраховаться и записал фоно
грамму. Сейчас почти все поп-исполнители высту-
пают под фанеру, лишь иногда подвергаясь лени-
вой критике. Но тогда мещеринский «хитрый ход»
разгадали. Попало всему коллективу. В печати по
явился фельетон, с сарказмом разносивший ан
самбль Мещерина. Заканчивал автор словами:
«Вот хорошо бы мне спеть под фонограмму
Ф.И.Шаляпина и получить затем его гонорар!» Но,
несмотря на скандал, Мещерину не запретили ос-
ваивать «электромузыкальную целину».
«А слышали вы, как звучит алябьевский «Соловей»
на электромузыкальном инструменте?.
.. Наплыва-
ют, словно волны, мягкие низкие звуки - это элект-
роарфа. Электроскрипка звучит.
.. как скрипка, но
инструмент с успехом может заменить и целый ан-
самбль скрипок. Электрогитара тоже имеет не-
сколько тембров звучания. Большую нагрузку несет
в оркестре виброфон. Пальцы артистки ложатся на
клавиши и.
.. вы слышите? Звучит рожок. Влади-
мирский рожок! Теперь звук стал иным. Постойте,
да это же балалайка».
Целые оркестры объединяла миниатюрная
(вес 18
кг)
многоголосая «Юность». Ее разработка была
окончена в 1964 году на муромской фабрике при
активном содействии Мещерина. Стремились при-
думать что-нибудь более совершенное, чем изве-
стные немецкие «Ионики». Первый образец выгля -
дел как ящик
(голубого и цвета слоновой кости)
на
тоненьких ножках с клавиатурой как у рояля. Счи-
талось, что мощный «Хаммонд» не уступал по каче-
ству «Юности». Но эту махину нельзя было даже
сдвинуть с места. А «Юность» легко упаковывалась
в чемодан и занимала мало места в комнате -
включили в радиоприемник и играйте. Звучала
«Юность» как электроорган, по желанию можно
было менять окраску или сделать звук вибрирую-
щим. «Юность» была очень популярна, ее исполь-
зовали в заводских Домах культуры, в студенческих
и других оркестрах. Еще одна электромузыкальная
система - экводин - получила на Всемирной вы-
ставке в Брюсселе золотую медаль.
Это был шок. Голоса электронных инструментов уз-
навали, и в них слышали что-то таинственно-вол-
шебное или космическое, «как мы уже привыкли
называть все удивительное в наши дни, все, чего
до сих пор не было»
(газета «Муромский рабочий»
начала 60-х).
Действительно сплошной космос. К спектаклю про
первый полет человека в космос потребовалась
музыка, не похожая по звучанию на земную. Обра-
тились, конечно, к Мещерину. Музыку к фильму про
космос «Небо зовет» композитора Ю Мейтуса ис-
полнял ансамбль Мещерина. «Космическая музы
ка, но шутки шутками, а вот мы были в гостях у кос
монавта А.А.Леонова, и, по его словам, музыка
электроинструментов как нельзя более отвечает
состоянию, которое он испытывал в открытом кос
мосе».
Ансамбль Мещерина придерживался традиций со
ветской легкой музыки. Все песни передают атмо-
сферу 60 х, когда проводились активные экспери
менты с электроникой и стерео-звуком. В то же
время за границей создавал свои алмазы Jean
Jacques Реггеу. И если бы Мещерина, как и его
коллегу, открыли сейчас на Западе, он стал
бы настоящей звездой. Для мещеринского
ансамбля писали известные композиторы,
учитывая специфичность звучания электро-
инструментов. Репертуар подбирался из ко-
лоритных произведений эстрадного и ка-
мерного жанров, выступали с аккомпаниро-
ванием певице Галине Улетовой. Под впе-
чатлением от пения Имы Сумак была созда
на «Фантазия на перуанские темы», испол-
ненная соло на терменвоксе, звук которого
удачно имитировал голос певицы. Ансамбль
работал для нужд радио, записывал все оз-
вучки и заставки. Гастролировали по всей
стране, дали сотни шефских концертов. Ез-
дили даже в Арктику, были на Северном Ле-
довитом океане и рядом с Северным полю-
сом. Однажды во время разгрузки электро-
орган упал в воду. Утонуть ему не дали, до-
стали, протерли, отогрели, и он звучал вели-
колепно.
В газетах писали: «Электроника входит в
жизнь, это процесс всеобщий, неудержи-
мый» и «Электромузыка» давно вошла в
быт. Она все еще удивительна для слуха и уже при-
вычна».
Поклонники присылали письма в разные издания:
«Слушая ваши выступления, переносишься куда-то
в будущее, в мир фантастики.
..» «Очень просим ор-
ганизовать новую передачу концерта электроинст-
рументов, включив в программу не только танце-
вальные мелодии». И еще: «Я уверен, что это музы-
ка будущего!»
Мещерин объяснял: «Скрипка совершенствовалась
в течение столетий, а нашим инструментам всего
несколько десятков лет. Я верю, что будущее элек-
тромузыки огромно. К ней привыкнут, дайте срок!
Пойдут в продажу инструменты вроде этого, люди
будут играть на них - в клубах, у себя дома.
..»
Когда читаешь пламенные фразы на страницах по-
желтевших газет, в голове происходит переворот:
нам уже лет 10 кажется, что будущее - за элек-
тронной музыкой. Если бы все шло так, как обеща-
ли, рок давно бы умер, а электронные звуки впиты-
вались всей страной с молоком. Только пока ни
один электронщик не вышел на государственный
уровень, а мы можем услышать государственную
электронную музыку, написанную 40 лет назад, на-
пример, в одной из серий «Ну, погоди!»
Использованы публикации советских газет 60 70-х годов. Благо-
дарим за помощь в подготовке материала п.эйбп Снегири, Легкие и
Александра Осадчего
предыдущая страница 88 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн следующая страница 90 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст