Немного боевых искусств как просто искусства, ностальгии по 70-м, совсем чуть-чуть каннибализма и
очень много идиотизма.
..
Последний фильм
Энга Ли «Крадущийся тигр, невидимый дракон»
[Crouching Tiger, Hidden Dragon) “1
- самый неожиданный из всех его кар-
тин, хотя тайваньский режиссер каждый раз заставляет поражаться его спо-
собности снимать в любом жанре. «Свадебный банкет» был гомосексуальной дра-
мой, «Разум и чувства» - экранизацией романа Джейн Остин, «Ледяная буря» - ис-
следованием культуры и сексуальности 70-х годов, «Погоня с дьяволом» - приклю-
ченческой драмой времен Гражданской войны в США.
.. Тайванец, чувствующий себя
в американской культуре так же удобно, как в собственной, наконец снял то, чего
ожидают от его соотечественников. Но Ли не был бы собой, если бы снял просто «еще
одно кино про восточные единоборства».
Ли сделал то, чего до него не добивался ни один восточный режиссер. Он снял исто-
рическую драму
[действие происходит 200 лет назад)
на китайском языке, которая
стала хитом в Америке, стране, где субтитры означают одно - провал. Но стиль «Тиг-
ра, дракона» настолько красив, а сюжет настолько увлекателен, что минут через де-
сять зрители забывают про субтитры.
Ли и сценариста Джеймса Шеймуса в книге Уонга Ду Лю привлекли сюжетная схема,
персонажи, больше подходящие для греческой трагедии с ее обязательным героем,
борющимся с несправедливой судьбой, и сильные женские протофеминистские геро-
ини. Конфликт разгорается, когда исчезает старинный мифологический меч Ли Му
Бая
(Чоу Юн-Фат играет роль, изначально написанную для Джета Ли).
Он пытается
вернуть его с помощью Ю Шу Лин
(Мишель Йео),
но молодая аристократка Йен
(Джан Зи И)
мешает их планам. Ли и Ю любят друг друга, но не могут быть вместе, по-
тому что он был лучшим другом ее покойного жениха. Йен тоже несчастна, потому что
должна выйти замуж за нелюбимого богатого, но любит бедного Ло
(Чан Чен).
Тема фильма нова не только для Ли, который впервые обращается к боевым искусст-
вам. Чоу Юн-Фат, хоть и знаменит своими боевиками, привык иметь дело с пистоле-
том и никогда не держал даже меч в руках. Когда был написан сценарий, еще не было
понятно, какими именно будут сцены поединков - Ли больше внимания уделял диало-
гам и драматическим сценам, чем боевым
(«Сколько бы ни было спецэффектов, если
у фильма нет сильного сценария с драматическим конфликтом и хорошо прописан-
ными убедительными героями, становится скучно уже на пятой минуте»,
справедли-
во считает Ли),
- на их месте в сценарии было написано «Дерутся». Конечно, когда
сцены единоборств ставит Йен Во Пин, которому мы обязаны красивейшей «Матри-
цей», можно быть спокойным, но Во-Пин не хотел использовать проволоку, считая,
что циничная западная аудитория не воспримет летающих людей, из-
за чего фильм совсем уж похож на сказку. Ли настоял на своем, ре-
шив, что как только зрители «проглотят» первую такую сцену, осталь-
ные пройдут как по маслу. Поджанр фильмов о боевых искусствах,
где используется проволока, в Гонконге называют wire fu. Проволока
создает ощущение невесомости, когда актеры без видимых усилий
перелетают с крыши на крышу и даже дерутся на верхушке бамбуко
вого леса, а потом ее убирают на компьютере. Мишель Йео, опытный
ветеран фильмов со сложными сценами поединков
(она была парт-
нершей Пирса Броснана в «Завтра никогда не умрет»),
объясняет всю
сложность работы с проволокой: «На тебя надет корсет, который за-
трудняет дыхание и мешает двигаться. Твоя жизнь в прямом смысле
зависит от человека, который управляет проволокой. Я же привыкла к
тому, чтобы всегда контролировать свои движения».
Ли, снимавший в монгольской пустыне Гоби и Тибете, умудрился уло-
житься в 1
2
млн долларов и не считает свой фильм блокбастером:
«Это скорее драма, вроде «Разум и чувства», только с борьбой. И я не
считаю, что снял что-то совсем новое и революционное. В фильмах,
которые я смотрел в детстве, например, с участием Фреда Астера,
могло произойти все, что угодно. Поэтому я и хотел, чтобы мой фильм
был похож на фантазию. Такими фильмами проверяется, насколько
ты хороший режиссер. Я считаю, что каждый режиссер должен хоть
раз снять фильм с восточными единоборствами».
Взрослые смотрят «Крадущегося тигра.
..» как арт-фильм
(знамени-
тый оператор Питер По снял такие разные по стилю фильмы, как
«Наемный убийца» Джона By, «Невеста Чаки» Ронни Ю и «Двойная
команда» Цуй Харка),
дети - как фантастику, женщины - как костюм-
ную драму, а мужчины - как экшн. Критики называют его шедевром,
зрители голосуют долларами, и когда все это происходит с одним и
тем же фильмом, кажется, что Ли действительно сделал чудо. Сам
режиссер говорит, что так изнервничался во время съемок, что снова
начал курить. А кто сказал, что великие фильмы не требуют от своих
создателей жертв? Но Ли на этом не успокоился - он уже приступил к
съемкам.
.. мюзикла.
предыдущая страница 95 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн следующая страница 97 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст