Карьера Крауфорд длилась 5 десятилетий вряд ли кто из актеров мирового кино мог бы похвастать такой живучестью Слева направо: 20-е годы -
миловидная старлетка
(«Наши танцующие дочери». 1928),
30-е - гламурная звезда
(«Дождь». 1932).
40-е - серьезная драматическая актриса
(«Одержимая». 1947).
50-е - кэмп высшей пробы
(«Женщина на пляже». 1955).
60-е и начало 70-х - богиня хоррора
(«Трог», 1970).
Крауфорд каж-
дые 10 лет рисовала себе новое лицо - посмотрите, как оно менялось до неузнаваемости. В итоге каждое поколение запомнило ее как «свою» героиню
• На панихиде по Джоан Крауфорд, умершей в
1977-м, голливудскому истеблишменту
(от короля
вестернов Джона Уэйна до молодого тогда автора
«Челюстей» Стивена Спилберга)
показывали на
большом экране кадры из ее старых фильмов. Не-
которые, 20-х годов, настолько плохо сохранились,
что смотрелись с трудом. И только тут приглашен-
ные на церемонию отчетливо поняли, КОГО они хо-
ронят. Женщину, которая уже была суперзвездой
50 лет назад, когда большинство гостей еще не ро-
дились.
Джоан Крауфорд не только провожали как звезду.
В середине 20-х, когда 19-летняя Люсиль ЛеСер
по кличке Билли, девушка из бедной семьи, зара-
батывавшая сначала прачкой, потом танцовщицей,
приехала в Голливуд, на студии MGM почти сразу
поняли, ЧТО они получили в пользование. В 1925 в
журнале Movie Weekly был объявлен конкурс с при
зом 500$ на лучшее имя для новой звезды. В итоге
Люсиль проходила неделю с именем-победителем
Джоан Арден, пока не выяснилось, что такая актри-
са работает на соседней съемочной площадке. В
итоге ей досталось «2-е место» - Джоан Крауфорд.
Люсиль возненавидела свой псевдоним и еще не
сколько лет просила называть себя Джо-Энн или
Билли. Но первые же фильмы с ее участием были
достаточно популярными, чтобы примирить ее с на-
вязанным именем.
Зачисление Крауфорд в голливудскую элиту про-
изошло не только из-за немых фильмов, где она в
основном позировала и танцевала чарльстон, как
тогда было принято. Несколько лет, снимаясь по 5
фильмов в год, она была лучшей jazz babe, но к кон-
цу 20-х и появлению звукового кино ей нужен был
новый имидж. Она выходит замуж за самого завид-
ного жениха, который только мог быть в то время в
Америке - Дугласа Фербенкса-младшего, сына
«королевской семьи Голливуда» Мэри Пикфорд и
Дугласа Фербенкса - и становится респектабель-
ной дамой.
30-е годы - десятилетие пика славы Крауфорд
(на
студии MGM у нее была только одна соперница
-
Г
арбо)
и ее бурной личной жизни. Но в долгом и
стабильном контракте со студией, который был
обязан обеспечивать ее работой и где специально
для нее писались сценарии, был один минус - ей
приходилось играть не в тех фильмах, которые нра-
вились ей. В итоге почти все 25 фильмов, в кото-
рых она снималась в 30-е, были пышными, но од-
нообразными мелодрамами. В них Крауфорд отво-
дилась роль звездной вешалки для от-кутюрных
костюмов Адриана.
Личная жизнь тоже складывалась странно - все
знавшие Крауфорд объясняли это тем, что, оказы-
ваясь перед выбором «карьера или семья», она
всегда выбирала первое. Ее брак с Фербенксом-
мл. закончился, потому что, как она сама иронично
объявила при разводе, «Трудно выдерживать уро-
вень отношений, навязанный отделом промоушена
студии МвМ». Следующими двумя мужьями были
неплохие актеры Франчот Тон и Филип Терри, кото
рые все же не стали звездами ее уровня и доволь-
ствовались титулами «мистер Крауфорд». Сама ки-
нозвезда не скрывала, что считает мужчиной своей
мечты Кларка Гейбла, с которым у нее был роман и
снялась аж в восьми фильмах, но он, к несчастью,
не собирался бросать ради нее жену.
Студия по инерции продолжала ее ценить, и когда в
1938 закончился долгий контракт, по которому она
получала 125 тысяч долларов за фильм
(по тем
временам
-
огромные деньги даже для кинозвез-
ды),
ей предложили новый годичный контракт, по
которому она должна была получать еще больше -
150 тыс. за фильм. Крауфорд, чувствуя, что ее по-
зиции не так крепки, как раньше, предпочла не рис -
ковать и согласиться на более долгосрочный и на-
дежный, но менее денежный 5-летний контракт на
полтора миллиона, по которому она обязывалась
делать три фильма в год. Несмотря на то, что Крау-
форд за время своего сотрудничества с МБМ сыг-
рала в нескольких по-настоящему выдающихся
фильмах
«Гранд Отель»
(1932),
«Женщины»
(1939),
«Лицо женщины»
(1941),
два последних
сняты Джорджем Кьюкором - к началу 40-х публи
ка устала от Крауфорд. На пятки наступали более
молодые актрисы, звездой МОМ становилась Лана
Тернер, которая специализировалась как раз на тех
же ролях, что и Крауфорд 10 лет назад. В конце
30-х ассоциация кинопрокатчиков публику-
ет в Independent Film Journal список дорогих
актрис, которые стали считаться box office
poison. В него, кроме Крауфорд, попали поч-
ти все звезды 30-х: Гарбо, Дитрих, Бетт Дэ-
вис, Мэй Уэст и Кэтрин Хепберн. Скоро Гар-
бо ушла из кино, произнеся свое знамени-
тое: «Я хочу остаться одна». Остальные ис-
пытывали карьерные трудности и вернулись
на экраны позже, в 60 -7 0 -е величествен-
ными характерными старухами. Крауфорд
не устраивало ни то, ни другое. Разрыв в
1943-м с MGM, на которую она работала
17 лет и из-за которой отказалась от соб-
ственного имени и семьи, был для нее бо-
^-------
лезненным, но необходимым для профессиональ-
ного развития. Она тут же перешла на студию
Warner Bros, правда, на меньшую зарплату, зато
отвоевала право самой выбирать проекты. Резуль-
татом этого шага стал «Оскар», который она полу-
чила за роль self-made woman, которую так и не
отблагодарила жизнь, в «черной» мелодраме
«Милдред Пирс» в 1945-м.
Отношения Крауфорд с «Оскаром» тоже не были,
мягко говоря, безоблачными. На протяжении 30-х
она открыто критиковала Американскую киноака-
демию за политизированность - из стратегических
соображений «Оскар» вручался не столько за объ-
ективно лучшую игру, а исходя из того, фильмы ка-
ких студий получали награду в прошлые годы. В
день вручения «Оскаров» она осталась дома, ска-
завшись больной. Но когда объявили о победе, она
тут же накрасилась, причесалась и приняла фото-
графов, которые приехали снимать звезду со ста-
туэткой. Хотя ее потом номинировали еще два раза,
этот «Оскар» стал ее единственным.
Для самой Крауфорд-звезды лучшими годами
жизни были 30-е. Но для поклонников и истории
кино эпоха после «Оскара» оказалась куда более
плодотворной. Она уже не была просто красивой
«вешалкой», хотя на ее фильмах по-прежнему це-
лый отряд людей следил, чтобы она не появлялась в
двух сценах в одном и том же платье. Ее героини
становятся все более разными и запоминающи- *
предыдущая страница 98 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн следующая страница 100 ПТЮЧ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст