к
к
Едва я сошла с самолета, мне сразу бросилась
в глаза надпись на двери - "ЛАЗ". Очень скоро
я поняла, что это был настоящий "ЛАЗ". В иное
психоизмерение. Где все как в кино: вроде бы
знакомое, родное, но.
.. так не бывает.
Крепкий парень в черной рубашке протянул ру-
ку к моей сумке. Я попятилась и натолкнулась
на нашего переводчика.
- Не бойся. Это Бобо. Наш самый интеллигент-
ный человек.
В машине, пропахшей рыбой (потому что это
его бизнес), "самый интеллигентный человек"
деловито отпил ракии и пустил бутылку по кру-
гу. После первого глотка самогонки мы поняли,
что нам достаточно. А он, не выпуская бутылки
из рук, переключал скорости и попивал по ходу
гонки по плоской земле без признаков челове-
ческого жилья.
- Куда он нас везет? - с тревогой спросила я.
- В апендикс Европы. - Гордо ответил пере-
водчик.
В Сербию мы, то есть я и супруги Ира Ратуш и
Сергей Малютин, приехали на слет художников
- в "ликовну колонию".
"Ликовна" значит художественная или творче-
ская, "колония" - временное поселение. Но у
нас были иные ассоциации.
Такие колонии в Югославии устраиваются уже
больше ста лет. Происходит это так: живет се-
бе какой-нибудь маленький городок в про-
винциальных ритмах, и вдруг его жители чув-
ствуют, что погрязли в быту - пора вносить в
свое расписание творческую деструкцию.
После чего скидываются или находят спонсо-
ров и созывают художников. Предоставляют:
жилье, питание, холсты и краски. Условие
простое: оставить в подарок городу пару про-
изведений. Остальные картины распродают-
ся. Художники слетаются - застой кончается.
Все вокруг становятся сумасшедшими кол-
лекционерами. Ни в одном доме вы не найде-
те репродукций. Но настоящие небольшие
картинные галереи - обязательно. Художники
улетают. Все живут воспоминаниями, словно
в Бразилии о карнавале.
Городок Войко под Белградом, куда нас при-
гласили, сплошь из двух-трех-этажных кот-
теджей с участками, правда, не по семь соток, а
примерно по гектару, церковь, клуб, вкруг глав-
ной площади зонтики кафе, своя знаменитость
- лет десять назад поселившийся там художник
наивного направления (с мировой славой) -
Любиша Марич.
Все вроде правильно расчерчено, как в кино
об абстрактном провинциальном городке.
Мне даже в телефонную трубку кричали из
Москвы: "Мона, ты полюбила баклажаны?.
." -
но все-таки это не было фильмом "Безымян-
ная звезда".
Скорее нас окружили герои Кустурицы (из
"Белого кота, черной кошки"), которые ис-
кренне радовались всему и всегда. Таково
состояние их крови.
Война, эмбарго, безденежье, по радио песни
как у нас в застойные времена - но зачем уны-
вать?! В магазинах - как у нас в девяносто пер-
вом, но ни ворчания, ни нытья. Кто чего делает,
понять невозможно, но все чем-то занимаются
- дружат. Дружат: колотят кулаками в дверь
среди ночи и попробуй спроси: "кто там?" -
обидятся. Разве все всем не друзья?
И мэр, и художник, и министр, и бизнесмен, и
пьяница, и крестьянка, и просто хороший чело-
век - все за одним столом, все в одну кучу.
Кстати, "куча" по-сербски - дом.
Очень подходящее слово. Тем более для дома
художника.
"Но зачем художнику свиньи?!" - воскликнула
я, обнаружив рядом с "кучей" поросят. "Так на-
до, - ответили мне, - есть свиньи - не пропа-
дешь. Он на правильном пути экономического
развития".
Художник тоже выживал как мог, снося нам
"крышу" свиньями с музыкальными способно-
стями (едва приблизишься, и они начинали не
хрюкать, натурально петь); летающими курами,
поскольку не научись они летать, их бы затоп-
тала богема; ласковым маленьким, большего-
ловым псом на цепи, кошкой-террористкой,
которая, едва зазеваешься, подкрадывалась и
гневно вырывала закуску из рук, цыплятами,
блуждающими по тюбикам красок, как по сюр-
реалистическому ландшафту.
Едва осели у него - обнаружили, что ванная и
туалет, великолепно отделанные, не работают.
Помпы, то есть насоса, нет. Ее то ли мафия ук-
рала, то ли сломалась, то ли не было никогда,
говорили даже, что улетела.
Впрочем, такая же беда с водой была почти у
всех. Однако обезвоженную местность про-
низали реки алкоголя, так как спонсором на-
шей колонии был винный завод. Мы узнали об
этом по дороге, и это показалось нам понача-
лу забавным.
Встречала нас компания откровенно невменя-
емых людей. Мы пытались выяснить, кто же
среди них художник, но художника не было. На-
чалось братание-обнимание с цыганами, кре-
-/travel
предыдущая страница 71 ПТЮЧ 2001 05 читать онлайн следующая страница 73 ПТЮЧ 2001 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст