Мы приехали в Дом Пионеров одного из
спальных районов Москвы, нашли зал,
застеленный матами. Молодые люди и
несколько девчонок сидели в кругу, в его
центре два человека занимались чем-то
странным под названием капоэйра. Их
движения были ни на что не похожи: они
делали круги, вставали на руки, переме-
щались параллельно, почти не задевая
друг друга. В магнитофоне играла теплая
музыка, постепенно вводящая в транс.
Хотелось убрать стены, включить солнце
и начать по-другому: «Сквозь грохот оке-
анских волн слышалась мелодичная пес-
ня о свободе, радости, красоте. Её пели
загорелые люди, образовавшие круг, в
центре которого «играли» двое. Их не-
мыслимые трюки и прыжки гармонирова-
ли с пением, убыстряясь в такт. Казалось,
они «дышат» этой песней.
..»
-
бразиль-
ское (индейское) слово,
так называют небольшую
куропатку, ревнивый са-
мец
которой
свирепо
воюет со своими конку-
рентами.
У людей это смесь тан-
ца, музыки, ритуалов,
акробатики и борьбы. Игра начинается, ко-
гда участники собираются в круг (roda), сим-
волизирующий солнце. Все поют и хлопают
под живую музыку, пока два игрока взаимо-
действуют в центре. Игроки - наиболее под-
ходящий термин, хотя сторонние наблюдате-
ли часто называют людей, практикующих ка-
поэйру, борцами. Ведущий инструмент и
один из символов капоэйры - berimbau. Ритм
поддерживают барабаны atabaque и pandeiro
В капоэйре полагаются
не только на физическую
силу, но обязательно - на
интуицию и предусмотри-
тельность. В течение иг-
ры капоэйристы ограни-
чивают оппонента, атаку-
ют и контратакуют, показывая искусство
владения телом. Участники игры-капоэйры
сливаются в потоке баланса и гибкости акро-
батики, грации и уверенности танца, скоро-
сти и хитрости борьбы, ритма музыки. Если
один из компонентов отсутствует, сущность
капоэйры потеряна. В основном игры прохо-
дят без физических контактов. Мастера го-
ворят, что если тебя ударили, то виноват в
этом ты сам. От игроков требуется разви-
вать умение слушать себя, противника,
ритм, пространство. В капоэйре должна
быть жизнь, а не желание победить. Высшей
мастерской степенью является белый пояс,
означающий достижение чистоты намере-
ний, действий и сознания.
Началось это давно, когда португальцы за-
хватили и образовали колонии на территории
современной Бразилии. Черные рабы, заве-
зенные из Африки, сбегали от жестоких хозя-
ев и селились в поселениях - пальмарэс. Там
на основе традиционных африканских прие-
мов рукопашного боя и ритуальных танцев
разных племен и создавалась капоэйра. Бег-
лецы, которых возвращали обратно на план-
тации, обучали новой борьбе коллег по нево-
ле. Для того, чтобы тренироваться, не вызы-
вая подозрений у надсмотрщиков, рабы мас-
кировали свои упражнения под танцы. Капо-
эйра была запрещена до 1937 года, за заня-
тия наказывали сурово, вплоть до смертной
казни. Капоэйристы называли друг друга вы-
мышленными именами, вели притворную
жизнь в миру и истинную - в капоэйре. С тех
пор при посвящении в капоэйристы сущест-
вует традиция давать второе имя.
Сейчас в Бразилии капо-
эйра преподается в шко-
I
лах, университетах, спор-
ж
тивных клубах, а также ис-
|
пользуется полицией и во-
I
енными. В США и Европе
на экзотические занятия активно ходят мод-
ники. В Москве уже есть несколько школ, где
преподают капоэйру, одна из них - Moscow
School Capoeira Camara. Ян, один из немно-
гих тренеров капоэйры в Москве, носится
кругами и проводит занятия в разных рай-
онах города. В скором времени на трениров-
ках обещают живую музыку. Это важно, по-
тому что в капоэйре есть что-то от шаманст-
ва: игроки должны чувствовать музыкантов
и наоборот. По мнению профессионалов, ка-
поэйра - инструмент для достижения смире-
ния, уверенности в себе и готовности достой-
но прожить каждый день жизни. Ян говорит,
что философия в этом одна - свобода. Два-
жды в год в Москву приезжают бразильские
и канадские мастера - проводить обучаю-
щие семинары. Последний состоялся в кон-
це мая. Люди вытворяли в пространстве и с
пространством странные штуки. Как в мало
кому известной сказке.
(тамбурин).
ПТЮЧ Connection 06 2001
17
предыдущая страница 13 ПТЮЧ 2001 06 читать онлайн следующая страница 15 ПТЮЧ 2001 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст