ТЕАТРАЛЬНЫЙ
ФИКШМ:
ЭКШМ
ИЛИ ФИКЦИЯ?
С виду это новорусский небоскреб. Банк, нефтяная компания или что-нибудь мафи-
озное с большим количеством мерседесов и большелобых молодых людей в сером.
Называется Центр имени В.С.Мейерхольда. Когда я шел туда в первый раз, то пред-
полагал разыскать нечто подвальное, авангардное. Оказалось все совсем иначе.
Этот небоскреб - настоящая экспериментальная лаборатория, как в американских
фильмах про злобных докторов. Но, в отличие от этих фильмов, внутри не режут кро-
ликов, не проводят кровавых опытов и не устраивают атомных взрывов (или всего
этого я просто не заметил). Там исследуют театр, и это, поверьте, не менее опасно.
Э ксперим енты в Центре М ейерхольда для
меня начались со странной пресс-конф е-
ренции, посвящ енной легендарном у созд а-
телю театра ж естокости -
Антонену Арто.
11 часов вечера. Д овольно необы чное вре-
мя для подобного мероприятия. З ритель-
ный зал на ш естом этаж е забит публикой из
разны х культурны х сф ер. К а к будто бы оче-
редное скучное подведение итогов. На сце-
не - черны й стол на четы ре персоны, м и к-
роф оны, буты лки «Б орж ом и». О дно место
пустует, словно кто-то из вы ступаю щ их на-
глым образом не явился. О стальны е трое -
известны е режиссеры Клим и Ф о ки н и ре-
дактор ж урнала «Театр» С ем еновский. К а -
ж ды й говорит о собственном поним ании
Арто - личности весьм а двусм ы сленной,
эксцентричной и трагичной. В друг Клим ка к
бы невзначай упом инает об уникальном д е-
ф екте голоса Арто и просит вклю чить за -
пись. И нф ернальны й, с хаотически м еняю -
щ имся тембром, непонятной тональности.
От такого голоса бегут м ураш ки по спине.
Вдруг какой-то рвущ ий уш и звук, сцену за -
волакивает дым. Д воих сидящ их за столом
затягивает вниз, словно они попали в зы бу-
чий песок, а третий - Клим , наоборот стано-
вится все вы ш е и вы ш е. Н ож ки его стула
растут! С траш ны й голос, изры гаю щ ий про-
клятия, сменяется такой же чудовищ ной м у-
зы кой. Я начинаю бояться того, что будет
дальш е. К акие -то взры вы . О гонь.
Вдруг
стена разверсты вается, образуется зад ы м -
ленная ниш а, в которой карл ик с безум ны м
усердием бьет в перкуссию . А на балкон вы -
ходит м уж чина в пальто, похожий на серий-
ного убийцу. Это сам Арто.
Д альш е - практики Гардзенице. «М етам ор-
ф озы , или Золотой осел» - архетип литера-
туры и театра. Д вери откры ваю тся, и на
сцену кубарем вкаты ваю тся веселые вес-
талки и подвы пивш ие сатиры . О щ ущ ение,
что это бродячий средневековы й театр, вы -
ступаю щ ий не в навороченном небоскребе,
а на ры ночной площ ади. О ни колдую т, игра-
ют на непонятны х инструм ентах и истош но
поют, при этом, кажется, пребывая в состо-
янии транса. И ногда это вы глядит смеш но,
а иногда становится настолько не по себе,
что ещ е чуть-чуть, и расплачеш ься. Под
сильнейш им впечатлением ухож у на ант-
ракт. Вернувш ись, с удивлением обнаруж и-
ваю, что спектакль закончился, а по плану
будет лекция. Вы ходит режиссер
Станев-
ский
и по-польски объясняет, ка к он рас-
ш иф ровы вал древнегреческие ноты с кам -
ней. П отом для прим ера проецирует на э к-
ран один из восстановленны х обрывков,
вы ходит д евуш ка и запросто это пропевает,
водя ука зкой по нотам. Затем актеры пока-
зы ваю т этю ды , считанны е с рисунков на
греческих ам ф орах. П араллельно эти ри-
сунки проецирую тся: сначала м уж чина го-
нится за ж енщ иной, та пытается убежать,
он хватает ее, обнимает, а она вдруг пре-
вращ ается в зм ею и убивает его.
Наконец,
«черноеНЕБОбелое».
Этот театр
очень известен, однако, ка к и все хорош ее,
он уж е давно работает в основном за грани-
цей. С пектакль «Im itator dei» - кр ик заду-
ш енного человека. Нет ни лиц, ни людей.
П одопытны е, зам ученны е тела и уж асное
извиваю щ ееся сущ ество, которое, меняя
м аски и кож у, то увеличивается, то судо-
рожно сж им ается, ка к попавш ая в кислоту
амеба. Это назы вается страданием . Трупы
постоянно добавляю тся, а тем временем су-
щ ество облачается в клоуна и ум орительно
см еш но проты кает нос каким и-то палкам и.
Н ечеловеческий голос сверху что-то пр и ка -
зы вает, нельзя разобрать, что, - часты е по-
мехи. Но все вы нуж дены подчиняться. Д о к-
тор Д а (скаж ем так, автор идей спектаклей)
сравнил это с конф етой во рту за м гнове-
ние до того, ка к сглотнуть.
После ка ж д о го спектакля меня по полчаса
глю чило от витиеватой граф ики стен, и зги -
бов, рамп. С ловно зомби, я плелся к вы -
ходу. П осле «черногоН ЕБАбелого» я м инут
20 не м ог произнести ни слова.
14
ПТЮЧ Connection 07 08 2001
предыдущая страница 9 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн следующая страница 11 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст