в ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо
Пантолиано
VT Если вы не захотите вникать в фильм «Пом-
ни.
..», то скорее всего возненавидите. Если
он вам понравится, вы наверняка захотите посмо-
треть его снова. Это подтверждает реакция кри-
тиков. Одни пишут, что «‘Memento’ помешан на
собственной «претенциозной серьезности» и не
стоит выеденного яйца» (Movieline), другие: «хотя
год еще не кончился, его лучший фильм уже изве-
стен» (Total Movie). Но когда вам советуют посмо-
треть что-то среднее между «Борцовским клу-
бом», «Сердцем Ангела» и испанским «Открой
глаза», имеется в виду, что вас в самом финале
ждет душераздирающий сюрприз. За последние
пару лет уже выходили фильмы, которые принуж-
дают зрителей пойти смотреть их второй раз - на-
столько финал меняет наше к ним отношение.
«Помни.
..» использует этот прием постоянно, не
давая нам знать больше, чем главному герою.
Пирс играет больного чем-то вроде амнезии - Ле-
онард Шелби не может запомнить ничего больше,
чем на несколько минут, поэтому вынужден запи-
сывать все на бумажки, делать татуировки на те-
ле и снимать людей на полароид, чтобы не запу-
таться в поиске насильника и убийцы своей жены.
Единственные люди, с которыми он общается -
официантка Натали (Мосс) и драгдилер/полицей-
ский (в зависимости от того, за кого он себя выда-
ет) Тедди (коллега Мосс по «Матрице» Пантолиа-
но) - то помогают, то запутывают Леонарда в рас-
следовании. Финал оставляет не меньше вопро-
сов, чем ответов, и сначала кажется, что режис-
сер просто не справился с собственным материа-
лом. Но стоит послушать самого Нолана, снявше-
го «Помни.
..» по идее своего брата, писателя
Джонатана Нолана, чтобы убедиться - он решил
сделать конец не обычным киношным финалом, а
сравнить его с концом человеческой жизни, кото-
рая оставляет после себя много недосказанного:
у-71 «Мы взяли очень простую историю и рас-
сказали сложно - начали с конца и закончи-
ли началом. Вы не только полностью олицетворя-
ете себя с героем, потому что узнаете правду од-
новременно с ним. Это знание меняет ваше отно-
шение к каждой сцене. Когда я показывал фильм
голливудским продюсерам и дистрибьюторам, им
лично все нравилось, но они отвечали, что никто,
кроме них, не захочет смотреть такой фильм. Мне
говорили: «Нас больше интересует что-то вроде
«Обычных подозреваемых», на что я отвечал, что
мой фильм и есть следующие «Обычные подоз-
реваемые». Для своего времени это была нова-
торская картина, а если сейчас кто-нибудь снимет
«Обычных подозреваемых-2», никто и не заме-
тит. Поэтому, чтобы добиться такого же эффекта,
что и «ОП», ни в коем случае не подражай им».
..
...«Мы не хотели углубляться в медицинский ас-
пект болезни Леонарда, потому что он в своем со-
стоянии пытается относиться к жизни разумно, но
сама жизнь неразумна и непредсказуема. Исходя
из своего опыта, могу сказать, что человек только
в очень малой степени изучил, как работает его
мозг. И это довольно страшно».
..
...«Я долго думал о том, как живет человек без па-
мяти, и пришел к выводу, что память - вообще от-
носительное понятие. Мы все как-то боремся с не-
возможностью что-либо запомнить - записываем
телефоны и адреса, например, - но у Леонарда
это состояние усугублено болезнью. Иногда вспо-
минаешь какую-то ситуацию из своей жизни и ду-
маешь: «Как часто я спорил с женой или подруж-
кой из-за того, что мы дословно сказали друг дру-
гу 5 минут назад.
..» Мне иногда хочется все время
держать включенным диктофон, чтобы после ссо-
ры перемотать пленку и дать послушать подруге,
что она на самом деле сказала и что имела в ви-
ду. В такие моменты каждая ссорющаяся сторона
уверена, что права, но ссора проходит, и мы мо-
жем оценить сказанное трезво. И хотя такие вещи
происходят с нами каждый день, мы почти нико-
гда их не изучаем, а предпочитаем забывать».
..
Несмотря на то, что «Помни.
..», съемки ко-
торого стоили компании Newmarket 4,5 млн
долларов (продюсерами стали сестры Дженифер
и Сюзан Тодд, им мы обязаны «Остином Пауэр-
сом»), получил приз за лучший сценарий на фес-
тивале Сандэнс, он, к удивлению поклонников, не
нашел прокатчика в Америке. Дальнейший шаг
был довольно рискованным - Newmarket создала
прокатную компанию ради одного-единственного
фильма и не прогадала - «Помни.
..» быстро пере-
прыгнул решающую для независимого проекта
рамку в 15 млн долларов в американском прокате,
доказав, что риск того стоил. Итог - Нолан теперь
снимает Аль Пачино и Хилари Суэнк в римейке
норвежского триллера «Insomnia», а продюсер у
него не кто иной, как обладатель «Оскара» этого
года за режиссуру Стивен Содерберг. Не так пло-
хо для человека, который еще несколько месяцев
назад на все попытки достучаться до кинобизнеса
слышал одно: «Извините, но ваш фильм никто не
захочет смотреть». Этими «никто» оказались мил-
лионы зрителей, которые смотрят фильм по не-
сколько раз и не могут понять: «Так все-таки боле-
ла жена Леонарда Шелби сахарным диабетом или
нет?» Мы так никогда точно не узнаем, потому что
в этом фильме, как и в жизни, на многие вопросы
приходится отвечать: «Не знаю».
110
ПТЮЧ Connection 07 08 2001
предыдущая страница 104 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн следующая страница 106 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст