сом
ун и с о н
с Ф
р е й д о м
Если крутить одновременно не один роман, писать в месяц несколько статей для раз-
ных изданий, посещать клубы, ходить на вернисажи, просмотры и показы, не пропу-
ская лекций и конференций, а еще смотреть телевизор и читать книжки, то спать пра-
ктически не приходится. Раз в неделю можно позволить себе сон-пати, а обычно -
два-три часа в сутки. Понятно, что никаких сновидений нет. Остаются видения, галлю-
цинации, трансформация визуальных образов и маниакально-эйфорический психоз.
Динамика современной жизни делает сон
сверхценным объектом вожделения и бизне-
са. Индустрия развлечений с журнальных
лотков скандирует «Не спать»! В таких усло-
виях питерский Музей Сновидений Зигмунда
Фрейда можно считать легкой терапией, поз-
воляющей погрузиться в сон, не прекращая
процесс привычной жизнедеятельности. По-
тому что я попадаю туда или на открытие вы-
ставки Африки, или на концерт «Новых ком-
позиторов», или на показ видео-медиа искус-
ства, или на чтение глав из книги «Мифоген-
ная любовь каст» Пепперштейна. Необычный
музей расположился на Петроградской сторо-
не в Институте Психологии в двух комнатах
по коридору, ведущему в кабинеты врачей-
психоаналитиков.
Мемориальные
музеи
«отца-основателя»
психоанализа в Вене и Лондоне вполне стан-
дартны. Посетителей знакомят с «вехами
жизни» Фрейда, показывают портреты папы
и мамы, стол, за которым он писал, брюки,
которые он протирал, его коллекцию статуэ-
ток, легендарную кушетку. Питерский музей
принципиально отличается от европейских.
Здесь нет ни одной личной вещи Фрейда. И
нигде на Земле нет Музея Сновидений, кото-
рый посвящен не материальным предметам,
а идеям, сновидениям, теориям, мечтам.
Всему тому, что эфемерно, виртуально, едва
уловимо. Фрейд стал виновником нездорово-
го внимания к сновидениям, разработав
свою систему психоанализа на основе снов.
Записи собственных снов Фрейд предусмот-
рительно уничтожил, оставив в ранних рабо-
тах несколько уже проанализированных (т.е.
вторичных с точки зрения психоаналитика).
Таким образом, он избежал применения пси-
хоанализа следующими поколениями к само-
му себе.
Питерский музей эту несправедливость ис-
правляет, предоставляя возможность попасть
непосредственно в сон Фрейда. Сон - иллю-
зия сознания, а здесь - сплошная видимость
музея, его игрушечная копия. Над входом -
раздвоенный портрет узурпатора сновидений
с тремя глазами и двумя носами. Второй зал
- тотальная инсталляция художника Влади-
мира Кустова, создающая реальность сна.
Закрашенные черным пол и потолок теряют
свои границы. Вместо стен - стеклянный ко-
ридор из двух витрин. Виртуальное сновиде-
ние Фрейда, то есть сон, который он мог бы
видеть, конструируется из его собственных
образов: фотографий, которые он привозил
из путешествий по Италии, копий писем, ци-
тат из книг, гравюр, световых боксов с люби-
мыми статуэтками. Прозрачность, сгущение
и смещение образов, многократно повторяю-
щихся в отражениях, непонятные объекты и
посетители иллюстрируют механизм работы
«бессознательного».
Вот уже около ста лет человечество пораже-
но вирусом, изменившим сознание. Писате-
ли, режиссеры, художники, а также филосо-
фы и социологи были поражены в первую
очередь. Дальше вирус распространился че-
рез фильмы Эйзенштейна и Хичкока, через
литературу серебряного века и американские
детективы. Его носителями стали Сэлинджер,
Годар, Фассбиндер и другие достойные люди.
А отъявленные злодеи в это время использо-
вали сны в своих низких корыстных целях.
Примерами могут служить корпорация в «Ма-
трице» и похитители детских снов в «Городе
пропавших детей». Повальное увлечение
психоаналитическими сеансами с 20-х годов
сейчас получило такую широкую популяр-
ность, что даже в газете «Из рук в руки»
можно встретить объявление колдуна, сни-
мающего порчу и по совместительству прак-
тикующего психоанализ. Массовое действие
вируса от прадедушки Фрейда обуздано по-
всеместным внедрением психоанализа. Од-
нако нейтрализовать вирус так и не удалось.
Сначала воображение пациента раскручива-
ли (или закручивали?) перед ним бесстыдно
и жестоко в персональный клубок страхов и
комплексов. Теперь, когда механизм дейст-
вия вируса популяризирован, и фотографии
«отца основателя» разошлись большим ти-
ражом на полиэтиленовых пакетах, каждый
старается подкупить себе паранойю, шизо-
френию или что-нибудь в этом роде, а вовсе
не избавиться от патологии.
ПТЮЧ СоппесИоп 07-08 2001
предыдущая страница 20 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн следующая страница 22 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст