ВЗРОСЛЫЕ
ИГРАЮТ
ГЛАЗАМИ
Куклы, маски, колдуны вуду,
средневековье.
..
Неожи-
данно я с головой ушла в
эту мистическую тему. По
углам
мерещились
тени
Франкенштейна и Голема
(чем не куклы?). Из глубин
подсознания
(здравствуй,
Зигмунд!)
полезли
детские
кошмары: Колосс на глиняных ногах, Снегу-
рочка и Буратино. С глобальными замысла-
ми и радужными надеждами я ринулась на
поиски материала. Пункт 1. Музей антиквар-
ных кукол. Там с меня потребовали письмо
от гл.редактора, от зам.гл.редактора, от
просто редактора и, на всякий случай, еще
от кого-нибудь. Пункт 2. Периферийное ДК.
Знакомый режиссер-кукольник подробно
изложил свою точку зрения на все-все-все,
исключая кукол. Далее пункты 3, 4, 5.
.. А по-
том я нашла Лёлю.
Современный район, стандартный дом,
сломанный домофон. Зато дальше - полу-
круглые арки вместо дверей, портьеры,
старинные фотографии, книги. Хозяйка
приносит две «рабочие» корзины. Кукло-
ножки и куклоручки валятся мне на колени
и просто на пол.
Это не искусство, а очень ограниченный мирок.
«Гулливер в стране лилипутов». И оккультизма в
куклах меньше, чем, например, в живописи или
литературе.
П: А как же соломенные человечки, булавоч-
ки, иголочки, охота на ведьм?
Ведьмы делают кукол и переносят на них
всякую гадость. Именно переносят. А сами по
себе куклы абсолютно безобидны. Это мы их
одушевляем.
Ничего «ведьминского» в Елене Деревянко (по-
домашнему
-
Лёле) нет. Веселая женщина раб-
лезианского склада много курит, болтает по те-
лефону и все время пытается накормить меня
клубникой.
Я работала на монументальном комбинате и
делала монументальные работы. Очень извест-
ные, очень хорошие. Надорвалась на этом деле.
И тогда придумала себе кукол. Маленьких. Круп-
ные формы - где их хранить? Стояли бы они по
углам, и была бы я вся из себя такая кукольни-
ца.
.. Неинтересно.
Подбираю с пола керамическую головку с класси-
ческим профилем. Удивительно нежные волосы.
Как выясняется, из шерсти пуделя. Однако соба-
ки в доме нет.
П: А что интересно?
Интересно делать, что хочешь и как хочешь. Я
могу прямо при тебе сделать кузнечика. Абсолют-
но правдоподобного. С усиками, крылышками,
лапками. Но если ты сравнишь его с настоящим
кузнечиком, то я окажусь полной идиоткой. Зато
так в сто раз веселее.
П: Веселее делать или куклы веселые?
Мои куклы страшные. Ведь я подразумеваю,
что это красивая женщина или красивый мужчи-
на. Но они у меня слишком похожи на людей, по-
тому и страшные. Детям не нравятся.
П: А разве взрослые играют в куклы?
Взрослые играют глазами.
У недоделанной лошади или козы (Лёля еще не
решила, кто это будет) аристократическая морда
и отбитое ушко. А вот эта головка не бьется, она
тряпичная. Таращится на меня стеклянными гла-
зами и скалит зубы. Почти натуральные.
П: Так все-таки куклы - это просто игра?
Игра в чистом виде. И делать кукол - это тоже
игра, очень азартная. Ни с каким сексуальным
удовольствием не сравнится. Это удовольствие
запредельное. Когда я работаю, дома процветает
бальзаковщина. Круглосуточная бессонница, ко-
фе и халат.
Кроме предъявленных запчастей, кукол в доме не
держат. Их здесь делают. И выпускают в люди.
Лёля кудесничает в своей лаборатории одна. Са-
ма лепит, сама обжигает, сама шьет на старинной
зингеровской машинке. Но мечтает об учениках.
П: Из чего они делаются?
Из всего. Из дерева, глины, папье-маше, бисе-
ра, меха, перьев и тряпок. Обожаю тряпки. Вооб-
ще, все кукольники сумасшедшие. Мы покупаем
безумно дорогие ткани, но не брезгуем и секонд-
хэндами. Впрок, впрок. И очень страшно, что все
это закончится.
П: Что важнее, лицо или костюм куклы?
Все важно. У меня есть одна кукла, сама по се-
бе простая, но с потрясающим фартуком. На нем
вышиты крошечные лошадки, коровки, люди,
церкви, дома. Ни больше, ни меньше - картина
Петрова-Водкина. Но я не только кукол сочиняю.
Есть стол моей работы, сейчас доделываю рос-
кошный абажур.
Откуда-то вылезают и выкарабкиваются все но-
вые и новые поделки и шедеврики. Картинки,
чайники, чашки с птичками, из которых почему-
то любят пить попугаи. Но попугаев здесь тоже не
держат. Уже уходя из этого странного кукольного
дома, где не живут куклы, для верности пере-
спрашиваю:
П: Значит, никакой мистики?
На самом деле, мистика есть. Это я так нароч-
но говорю. Мистика уже в том, что ты делаешь
свое подобие. Соперничаешь с Творцом, что ли?
(шепотом) Есть один главный закон - закон подо-
бия. И каждый кукольник мечтает сделать не кра-
сивую куклу, а живого человека.
ПТЮЧ Соппесйоп 07-08 2001
65
предыдущая страница 60 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн следующая страница 62 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст