Пришло время каяться. Да, я тоже маршировала в нестройных рядах под знаменами Новой Ака-
демии по Фонтанке. Тимур Новиков барабанил в пионерский барабан, а простые пацаны в крос-
совках и золотых цепях недоуменно спрашивали: «А вы из какой партии?» Хотя мы были боль-
ше похожи на отряд пионеров-переростков с выжившим из ума пионервожатым.
Новые неоакадемисты очень серьезные, и с
чувством юмора у них, прямо скажем, за-
вал. Зато на вернисажи к ним ходят не толь-
ко ди-джеи, но и престарелые работники из
государственного аппарата с лысинами и
при галстуках. Для любителя психоделики -
компания приятная. Лично я пошла другим
путем и стала проходимцем. Прихожу, захо-
жу, иногда отъезжаю и много прогуливаю,
прогуливаясь.
Музей Архитектуры за Библиотекой им. Ле-
нина часто становится пунктом моего назна-
чения. Небольшой дворик с палисадником в
центре и вялые мохнатые псы, бронзовые
барельефы, которым не нашлось места на
Триумфальной арке, и строительный мусор у
одного из подъездов. Странные экспонаты
музея немногочисленны и давно затерялись
в дальних комнатах и на лестнице за дверью,
где, к примеру, стоит четвертинка церковно-
го деревянного купола. Необязательность
музейной экспозиции, так непохожая на при-
вычную музейную официальность, сильно
контрастировала с партийной манифестаци-
ей и тоталитарными настроениями «Новоно-
восибирска» - очередной выставки, на кото-
рой я оказалась. Утопическая идея столицы
России недалеко от Новосибирска в метафи-
зической точке пересечения Азии и Европы,
в отличие от техно-утопии, существующей в
идеальном пространстве чистых образов,
сильно попахивает политикой. Но художники
Андрей Молодкин, Глеб Косоруков, Дмитрий
Шостакович, Алексей Беляев-Гинтовт ибн
Канат, как написано в их «Каноне», хотят на-
зываться только художниками и бесконечно
клонировать классические образы (вполне
безобидное желание). Отличительная черта
этой компании - трудолюбие. Их архитектур-
ный проект застройки вечной мерзлоты ис-
полнен не в компьютерных чертежах, а на ог-
ромных холстах шариковыми ручками. Они
старательно заштриховывали границу меж-
ду утопией и реальностью. Все конкретно: и
статуя Аполлона Бельведерского с модифи-
цированным оружием (вместо стрел - ядер-
ные боеголовки), и колос с ВДНХ, и ледокол
«Курск», причем очень больших размеров, с
20-этажный дом. Единственное, что непонят-
но: как и где будут жить люди - «человече-
ский фактор». Рядом с холстами черно-бе-
лые фотографии героев - с динамичными
тенями и ракурсами, в эстетике 20-х. Только
в отличие от ретушированных и потому бес-
телесных героев первых пятилеток новые ге-
рои имеют кожу, легкую небритость, прыщи-
ки и волоски на груди, что, конечно, придает
вес реалистичности этим сверхчеловече-
ским образам.
Музыка, симулированная из шестой героиче-
ской симфонии, освежала публику, внося
ощущение Первомая. В полумраке анфила-
ды на полу под картинами были разбросаны
софиты, подсвечивавшие зрителей снизу
(излюбленный прием дешевых ужастиков),
превращая их в опасных монстров. Вместо
подобающего на вернисаже шампанского в
бокалах предлагали кислый кефир. В об-
щем, все было странно, и вопрос о комфор-
те или удовольствии казался неуместным.
Ритуал всемирного коммунизма, главной со-
циальной утопии 20 века - пустить голубей
(в данном случае из окна), чтоб они летели
над стенами старого Кремля - провалился.
Голуби уютно устроились на барельефах под
потолком, и лететь им явно было неохота.
Несознательные.
Проект «Новоновосибирск» родился в кру-
гах, близких недавно открывшейся пропутин-
ской партии. И, по-моему, художники еще не
до конца определились по отношению к это-
му отцовскому телу. Всеобщее недоумение
вызвали списки имен в черных рамочках. Что
это такое, не знал никто, даже авторы.
1^па.-рв.су-1оов-7’ ®
:-'?Г
О
*?Г
1=%г^ ь
а.
-I®
о в- "р
1^0*-р^,гГ-1а0<ьрв-?г-1»0е-рв-?у'-Ь=
‘0*р*-?|' -I®
О
* р
.]^о*р*,?г^о*р*,?1'-1аОв-ра-,ЕТ-^о&р*?г
* р
1=»о*рь-?1'-1“ 0 *р ^,1Т
-1
'=
‘Ов-рв-?1'-1®оьр^?1‘ -1
“ о р
■]ё»о*-р®-?1
'-1=»гГ>а-р*?1‘ -1=
‘Оа-ра-,^-^Ов-р*?1‘ -1*0 р “•'Г
^Ов-р<ь?гЛ*0*р®-?г-^,^а-Т,“-?Г-^г^аТ7*ь?Г Л*О ^ р *?г
68
ПТЮЧ СоппесИоп 07-08 2001
предыдущая страница 63 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн следующая страница 65 ПТЮЧ 2001 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст