СПАСТИ
РІЕЖИССІЕРА
СПИАІ5І5РГА
А
ОТ
М1ЕГС
САМОГО
Стивен Спилберг может быть самым увлека-
тельным режиссером современности. Но он
также может быть и самым скучным. В его
новом фильме «Искусственный интеллект»
(дальше - «ИИ»)
второй Спилберг явно одо-
лел первого.
Мы знаем Спилберга, который снял самые зре-
лищные фильмы в истории кино. Мы знаем Спил-
берга, который восхищался европейскими ре-
жиссерами, относившимися к своей профессии
сначала как художники, а потом как ремесленни-
ки (Франсуа Трюффо даже снялся у Спилберга
как актер в «Близких контактах третьего вида»).
Но мы знаем и Спилберга, который пользуется
своими фильмами, чтобы вещать вечные истины,
как мудрый учитель, забыв, что мы не его паства,
а зрители, и пришли не в церковь, а в кинозал. В
Америке много говорят о том, что нельзя показы-
вать порнографию и насилие. Посмотрев «ИИ», я
понял, что означает выражение «порнография
духа». По-моему, кто-то должен запрещать по-
пытки режиссеров под прикрытием искусства ма-
нипулировать нами и вызывать чувства, которые
мы не хотим испытывать. На протяжении двух ча-
сов Спилберг так навязчиво и грубо пытался за-
ставить меня растрогаться, как в зоопарке при
виде детеныша панды, что меня чуть не стошни-
ло от омерзения. Мальчик-робот Дэвид (Хэйли
Джоэл Осмент из «Шестого чувства») хочет лю-
бить женщину, которую считает своей матерью. У
него не получается это при жизни, и вот, прождав
2 тысячи лет, он встречает инопланетян, которые
оживляют его маму по нескольким волосам всего
на один день. Вместо того, чтобы зарыдать от
этой несусветной сентиментальной чепухи, я
стал неприлично ржать - боялся, что Осмент,
увидев маму, вспомнит свою реплику из «Шесто-
го чувства» и произнесет: I see dead people.
От фильма с бюджетом 90 млн и недорогими
звездами я ожидал хотя бы увидеть обещанное
таяние арктических льдов и затопление Земли.
Все, что нам показали, это красивые, но статич-
ные кадры затопленного Манхэттена. Для Осмен-
та этот фильм может стать карьерным самоубий-
ством - если он не перестанет играть мальчиков
Слева: Спилберг в 1982-м на съемках ••Инопланетянина”; справа:
Джуд Лоу доказывает Хэйли Джоэлу Осменту в «ИИ”, что ну ее на
фиг. эту любовь
с грустными глазами, которые или умирают («Пла-
ти вперед». «Элли Макбил»), или общаются с покойни-
ками, то о нем забудут, когда ему не будет и два-
дцати. Ставшая уже штампом манерность Джуда
Лоу, играющего робота-жиголо, наводит на подо-
зрение, что он специализируется не на утешении
одиноких женщин, а на удовлетворении похотли-
вых мужиков (и это в фильме, реклама которого
ориентирована на детей!). Тема робота, который
хочет стать человеком, стара, как сказка о Пинок-
кио. Назидательная интонация, помноженная на
настойчивость, с которой Спилберг пытается вы-
давить из вас слезу, больше раздражает, чем
умиляет. Фильм похож не на произведение искус-
ства, а на поход к психоаналитику, который начи-
нает сеанс с расспросов о том, хотели ли вы в дет-
стве свою маму. Означает ли это, что Спилберг не
может взглянуть со стороны на свои фильмы и
прийти к выводу, что находится на пути к профес-
сиональному упадку? Если нет, мы станем свиде-
телями того, как человек, определивший в наше
время, что такое мэйнстрим, может стать жертвой
монстра, придуманного им самим.
1974
1977
«Шугарлендский
| «Близкие контак-
экспресс»
ты третьего вида»
(The Sugarland Express)
(Close Encounters
о! the Third Kind)
^
!.
■ Г
* 3
1982
«Инопланетянин”
(ET. the Extra-Terrestrial)
r *
J
m
ш
1987
«Империя Солнца»
1975
■
«Челюсти»
(Jam)
1979
1981
«В поисках поте-
рянного ковчега»
(Raiders ot the
Lost Art)
1984
(' «Индиана Джонс и
храм судьбы»
(Indiana Jones and
the Temple ol Ooom)
1985
“ Цвет
ЛИЛОВЫЙ”
(The Colo, Porplel
1989
«Индиана Джонс и последний
крестовый поход»
(Indiana Jones and the Last Crusadel
•
1989
«Всегда»
(A lw a ys)
1993
«Список Шиндлера»
(Schindler's List)
1997
«Потерянный мир:
Парк Юрского периода 2»
(The Lost World: Jurassic Part 2)
Удачи и прова-
лы Спилберга
(включены толь-
ко полномет-
ражные игровые
фильмы)
1991
1993
«Крюк»
(Hook)
«Парк Юрского
периода»
(Jurassic Park)
2001
{ «Искусственный
интеллект» (AI.)
2003
«Мемуары гейши»
(Memoirs ol a Geisha)
Л I
*Л
.
1997
1998
2002
«Амистад»
«Спасти рядово-
«Особое мнение»
(Amistad)
го Райана»
(Minority Reportl
(Saving Private Ryan)
110
ПТЮЧ Connection 09 2001