СПАСТИ
РІЕЖИССІЕРА
СПИАІ5І5РГА
А
ОТ
М1ЕГС
САМОГО
Стивен Спилберг может быть самым увлека-
тельным режиссером современности. Но он
также может быть и самым скучным. В его
новом фильме «Искусственный интеллект»
(дальше - «ИИ»)
второй Спилберг явно одо-
лел первого.
Мы знаем Спилберга, который снял самые зре-
лищные фильмы в истории кино. Мы знаем Спил-
берга, который восхищался европейскими ре-
жиссерами, относившимися к своей профессии
сначала как художники, а потом как ремесленни-
ки (Франсуа Трюффо даже снялся у Спилберга
как актер в «Близких контактах третьего вида»).
Но мы знаем и Спилберга, который пользуется
своими фильмами, чтобы вещать вечные истины,
как мудрый учитель, забыв, что мы не его паства,
а зрители, и пришли не в церковь, а в кинозал. В
Америке много говорят о том, что нельзя показы-
вать порнографию и насилие. Посмотрев «ИИ», я
понял, что означает выражение «порнография
духа». По-моему, кто-то должен запрещать по-
пытки режиссеров под прикрытием искусства ма-
нипулировать нами и вызывать чувства, которые
мы не хотим испытывать. На протяжении двух ча-
сов Спилберг так навязчиво и грубо пытался за-
ставить меня растрогаться, как в зоопарке при
виде детеныша панды, что меня чуть не стошни-
ло от омерзения. Мальчик-робот Дэвид (Хэйли
Джоэл Осмент из «Шестого чувства») хочет лю-
бить женщину, которую считает своей матерью. У
него не получается это при жизни, и вот, прождав
2 тысячи лет, он встречает инопланетян, которые
оживляют его маму по нескольким волосам всего
на один день. Вместо того, чтобы зарыдать от
этой несусветной сентиментальной чепухи, я
стал неприлично ржать - боялся, что Осмент,
увидев маму, вспомнит свою реплику из «Шесто-
го чувства» и произнесет: I see dead people.
От фильма с бюджетом 90 млн и недорогими
звездами я ожидал хотя бы увидеть обещанное
таяние арктических льдов и затопление Земли.
Все, что нам показали, это красивые, но статич-
ные кадры затопленного Манхэттена. Для Осмен-
та этот фильм может стать карьерным самоубий-
ством - если он не перестанет играть мальчиков
Слева: Спилберг в 1982-м на съемках ••Инопланетянина”; справа:
Джуд Лоу доказывает Хэйли Джоэлу Осменту в «ИИ”, что ну ее на
фиг. эту любовь
с грустными глазами, которые или умирают («Пла-
ти вперед». «Элли Макбил»), или общаются с покойни-
ками, то о нем забудут, когда ему не будет и два-
дцати. Ставшая уже штампом манерность Джуда
Лоу, играющего робота-жиголо, наводит на подо-
зрение, что он специализируется не на утешении
одиноких женщин, а на удовлетворении похотли-
вых мужиков (и это в фильме, реклама которого
ориентирована на детей!). Тема робота, который
хочет стать человеком, стара, как сказка о Пинок-
кио. Назидательная интонация, помноженная на
настойчивость, с которой Спилберг пытается вы-
давить из вас слезу, больше раздражает, чем
умиляет. Фильм похож не на произведение искус-
ства, а на поход к психоаналитику, который начи-
нает сеанс с расспросов о том, хотели ли вы в дет-
стве свою маму. Означает ли это, что Спилберг не
может взглянуть со стороны на свои фильмы и
прийти к выводу, что находится на пути к профес-
сиональному упадку? Если нет, мы станем свиде-
телями того, как человек, определивший в наше
время, что такое мэйнстрим, может стать жертвой
монстра, придуманного им самим.
1974
1977
«Шугарлендский
| «Близкие контак-
экспресс»
ты третьего вида»
(The Sugarland Express)
(Close Encounters
о! the Third Kind)
^
!.
■ Г
* 3
1982
«Инопланетянин”
(ET. the Extra-Terrestrial)
r *
J
m
ш
1987
«Империя Солнца»
1975
«Челюсти»
(Jam)
1979
1981
«В поисках поте-
рянного ковчега»
(Raiders ot the
Lost Art)
1984
(' «Индиана Джонс и
храм судьбы»
(Indiana Jones and
the Temple ol Ooom)
1985
“ Цвет
ЛИЛОВЫЙ”
(The Colo, Porplel
1989
«Индиана Джонс и последний
крестовый поход»
(Indiana Jones and the Last Crusadel
1989
«Всегда»
(A lw a ys)
1993
«Список Шиндлера»
(Schindler's List)
1997
«Потерянный мир:
Парк Юрского периода 2»
(The Lost World: Jurassic Part 2)
Удачи и прова-
лы Спилберга
(включены толь-
ко полномет-
ражные игровые
фильмы)
1991
1993
«Крюк»
(Hook)
«Парк Юрского
периода»
(Jurassic Park)
2001
{ «Искусственный
интеллект» (AI.)
2003
«Мемуары гейши»
(Memoirs ol a Geisha)
Л I
.
1997
1998
2002
«Амистад»
«Спасти рядово-
«Особое мнение»
(Amistad)
го Райана»
(Minority Reportl
(Saving Private Ryan)
110
ПТЮЧ Connection 09 2001
предыдущая страница 103 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн следующая страница 105 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст