ДОСТУП
К
ВСЕДССТУПНОМУ
Это видео не нужно торопиться увидеть пер-
вым или через неделю после премьеры тол-
каться в поисках кассеты на Горбушке. Ви-
деоарт, конечно, имеет тираж, но подобные
видеоколлекции обычно привозят, показыва-
ют и уезжают.
Сейчас говорить о видеоарте можно только ус-
ловно. Когда телевизионные заставки и клипоин-
дустрия контролируют самые передовые техноло-
гии производства видеопродукции, а виртуальная
сеть интернет превратилась в объективную ре-
альность, речь уже идет об экспериментальных
формах искусства, использующих аудиовизуаль-
ные электронные и цифровые технологии. В са-
мом видеоизображении появилась некая архаич-
ность. Общедоступность превратила его из уни-
кального в продукт массовой культуры, и в зоне
искусства это придает ему трэшевую, кичевую и
редимейдовую качественность.
События
Медиа Форума,
неожиданно включен-
ного в программу Московского кинофестиваля,
это еще раз продемонстрировали.
Видеопоказы и медиа-перфомансы происходили
параллельно в Доме кинематографистов и в клу-
бе «Алиби». В кинотеатре - душный зал, в кото-
ром по привычке сидишь как привязанный, и ог-
ромный экран, на котором вместо чудес звездных
войн крутят недоделанные короткометражки. В
клубе все воспринималось по-другому. На не-
большом танцполе были расставлены стулья, и
экран оказался совсем рядом. Плюс халявное пи-
во для участников: ты сидишь, куришь сигарету,
если надоело - идешь к стойке или еще куда-ни-
будь. Всем весело, все общаются среди проекций
и звуковых потоков.
Видео и электронное искусство не стремится к
массовой публике, но вовсю обращается к масс-
медиальной культуре. Это скорее культовое увле-
чение для узкой масонской ложи. Провокатив-
ность видеоарта не привязана к строгим поняти-
ям. Абсолютно другая логика, чем в кино или кли-
пах. Видео мыслит категориями более эмоцио-
нальными и менее повествовательными, чем ки-
но. Видео ставит неформальные акценты: на
жест, на микропроцессы. Комиссар Медиа Фору-
ма Алексей Исаев говорит, что сам он не является
апологетом видеоарта, но ему нравится альтерна-
тивная акция. Четко идентифицировать фильм во
время показа просто невозможно - все они мик-
шируются в бесконечном потоке видеочтива.
Форум, судя по программе, был очень представи-
тельным. Среди участников - кураторы и худож-
ники крупнейших мировых фестивалей и институ-
ций: с European Media Art Festival, Нидерландский
Медиа центр «Монтовидео», группа гонконгских
художников Videotage, роттердамский фестиваль
DEAF, американский видеоарт, Биеннале движу-
щихся образов из Лондона. От России - Медиа
АртЛаб. Этьен Сандран из парижского Центра
Жоржа Помпиду показал видео Годара, а также
Гринуэя, который в жанре видеоарта брал интер-
вью у парижан в их собственных ваннах.
Уникальная ситуация: в Москве собрались са-
мые известные монстры видеоарта. Приехали
художник Вуди Васюлка и его жена Штейн Ва-
сюлка - пионеры электронных искусств, которые
начали еще в 60-х. Их перфоманс, в котором де-
вушка со скрипкой играет перед экраном, а в за-
висимости от ее музыки облака на экране плы-
вут, изменяя скорость и направление, сегодня
уже классика. Присутствовали также родона-
чальник русского электронного искусства Сер-
гей Шутов и медиатеоретик из Амстердама Эрик
Клютенберг.
В сложном потоке видео самыми интересными
показались фильмы молодых французских ху-
дожников и эксперименты голландцев. Дина-
мичные, остроумные, радующие глаз, с хоро-
шим саундтрэком.
На закрытии Форума Исаев, чтобы немного рас-
слабиться, провел биоэлектронный эксперимент.
Подключившись к электронной программе, соз-
данной Андреем Смирновым и Наташей Борисо-
вой, весь в датчиках, фиксирующих элементар-
ную электрическую энергию, обвязанный лента-
ми, он медитировал под музыку, почесывая ухо.
На экране процессы его мозговой деятельности
изменяли структуры машинного языка.
Не обошлось и без разрушений: видео-художни-
ки, разгулявшись, ломали телевизоры.
:PumpAction>-£9f7
Г«Ш-
Ш
Sick and Dizzy •
• ft.« :
26
ПТЮЧ Connection 09 2001
предыдущая страница 20 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн следующая страница 22 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст