»
в собственном выдуманном мире, что, конечно, не
облегчает общение с реальным миром. То, что
фильм о таком странном парне принес прибыль в
прокате, было приятным сюрпризом. И это означа-
ло, что мне дадут снимать фильмы дальше».
«Битлджус»
(Beetlejui
1988
«Я сделал довольно боль-
шой перерыв между пер-
вым и вторым фильмами,
потому что после «Коро-
тышки» мне стали предла-
гать одни глупые комедии - один раз даже предло-
жили снять фильм о говорящей лошади! Но сцена-
рий «Битлджуса» содержал все близкие мне темы
- он был скорее похож на поток сознания, чем на
четкий жанровый сценарий. В нем было много чер-
ного юмора, странных персонажей и пространства
для визуального хулиганства. Когда Майкл Китон
согласился играть Битлджуса, мы с ним начали с
нуля, придумывая его героя и новые шутки. Если
Коротышка изначально был законченным персона-
жем, Битлджус полностью импровизирован уже в
ходе съемок. Я вырос, восхищаясь актерами из
старых фильмов ужасов - Лоном Чени и Борисом
Карлоффом. Грим на лицах этих актеров позволял
им забыть о себе и стать кем-то еще. Майкл Китон
полностью преобразился, тем более, что играл он
не человека. То же самое грим сделал с Джонни
Деппом в «Эдварде-руки-ножницы» и Джеком Ни-
колсоном в «Бэтмэне». На студии Warner Bros ре-
шили, что название «Битлджус» недостаточно ком-
мерческое, и хотели назвать фильм «Дом привиде-
ний», но я пригрозил, что скорее выпрыгну в окно,
чем допущу это».
«БЭТМЭН» (Batman. 1989)
«Меня никогда бы не допус-
тили до «Бэтмэна», если бы
«Битлджус» плохо прошел в
прокате. В Голливуде всегда
так - твоя нынешняя работа
зависит от того, сколько денег ты принес студии в
прошлый раз. «Бэтмэн» всегда был моим любимым
комиксовым героем, потому что у него что-то вроде
раздвоения личности. Днем он - светский бизнес-
мен Брюс Уэйн, ночью - летучая мышь. Когда на
роль Бэтмэна был утвержден Майкл Китон, на сту-
дию пришло 50 тысяч писем от возмущенных по-
клонников комикса, не согласных с тем, что их ге-
роя будет играть, как они выражались, «этот кло-
ун». Конечно, нельзя всем угодить - смысл в том,
чтобы хоть правильно передать суть комикса. Са-
мым замечательным был Джек Николсон в роли
Джокера - мы снимали шесть дублей подряд, и в
каждом дубле он играл по-другому, да так, что хо-
телось использовать все. Еще в этой истории мне
нравится то, что она - о схватке двух изгоев, двух
искалеченных жизнью людей, один из которых
(Бэтмэн) - интроверт, а другой (Джокер) - экстра-
верт. Николсон сыграл Джокера как человека, кото-
рому уже нечего терять - раз уж он урод и изгой,
значит, он свободен от общественных правил и мо-
жет создавать свои. Я всегда считал, что отвержен-
ность и даже безумие дают право человеку быть
по-своему абсолютно свободным, в отличие от
«нормальных» людей. В смысле кассы «Бэтмэн»
поставил рекорд в истории кино, собрав 100 млн
долларов за 10 дней проката».
«Эдвард руки-ножницы»
(Edward Scissorhands, 1990)
«Голливуд - очень странное место. Хотя там полно
фриков и аутсайдеров, он очень консервативен.
В
? Несмотря на успех «Бэтмэна»,
студия Warner Bros отказалась
продюсировать мой следующий
J фильм, и мне пришлось делать
I его на студии XXth Century Fox. Я
I
заплатил сценаристке «Эдвар-
I да.
..» из своего кармана, чтобы
не зависеть от продюсеров, а прийти к ним уже с
готовым материалом. Образ Эдварда подсозна-
тельно преследовал меня с детства. Я хотел сде-
лать фильм о взрослеющем человеке, к которому
взрослые относятся исходя из того, как он выгля-
дит. Но внутри он совсем другой. Я думаю, каждый
подросток сталкивался в той или иной степени с
похожей проблемой. Внешность и ее восприятие -
вот концепция фильма. Как только мы попадаем в
общество, нам сразу указывают наше место: вот
этот человек умный, этот - глупый, этот - хороший
спортсмен, тот - плохой и т.д. «Эдвард.
..» был мо-
им ответом на такие унизительные определения
личности. Взрослые люди тоже склонны загонять
друг друга в рамки - сколько я знаю талантливых
голливудских актеров, которые вынуждены играть
всю жизнь одно и то же только потому, что им при-
клеили нашлепку «комедийный» или «драматиче-
ский»! Я сам вырос в предместье и никогда не по-
нимал своих соседей. Мне казалось, что у них нико-
гда не было ощущения истории, культуры или вооб-
ще страсти к чему-либо. Им не нравилась никакая
музыка, они никак не выражали свои чувства. От-
ветом на это могло быть или тупое подчинение об-
стоятельствам, или развитие насыщенной внутрен-
ней жизни, которая позволила бы вам отключиться
от окружения. Сейчас это кажется странной идеей,
но изначально Эдварда должен был играть Том
Круз. Когда мы с ним встретились, он стал так под-
робно расспрашивать о своем будущем герое, что
я не выдержал и сказал: «Очень мило с вашей сто-
роны задавать столько вопросов, но мне нужен че-
ловек, который будет мне доверять и окунется в
роль безоглядно». Сейчас, когда смотришь фильм,
даже трудно представить, кто, кроме Джонни Деп-
па, мог сыграть Эдварда. В то время его считали
подростковым идолом, а на самом деле он умный,
интеллигентный и серьезный актер. И это несоот-
ветствие помогло ему сыграть человека, которого
воспринимают не таким, какой он есть».
в первом «Бэтмэне» Ким Бэсингер, была предна-
значена для Шон Янг, но та сломала руку и не мог-
ла сниматься. На роль Кошки мы хотели сначала
пригласить Аннет Беннинг, но она была беременна,
и роль досталась Мишель Пфайфер. И тут я узнаю,
что Шон Янг ходит на все телешоу в костюме Кош-
ки и рассказывает, как я ее «обманул», пообещав
эту роль ей. Было очень неловко чувствовать себя
таким большим голливудским боссом, который об-
манул «милую беззащитную актрису», но я никогда
не предлагал ей эту роль.
Второй «Бэтмэн» нравится мне гораздо больше,
чем первый, в том числе и потому, что здесь нет
четкой разницы между «героями» и «злодеями».
Меня, правда, обвиняли в том, что я приношу в жер-
тву визуальной стороне фильма сюжет. Я могу от-
ветить, что многие фильмы, где просто «рассказа-
на история», не вызывают у меня приятных воспо-
минаний. Если вы хотите получить фильм в стиле
Джеймса Кэмерона, пригласите Джеймса Кэмеро-
на, а не меня. После этого фильма «бэтмэниана»
стала иметь меньше отношения к кино и больше к
франчайзингу типа Макдональдса - сплошной биз-
нес и никакого креатива. Я рад, что начал зани-
маться чем-то другим».
(Как и первый «Бэтмэн». второй тоже установил рекорд, собрав все-
го за три дня 47.7 млн долларов (общие сборы по всему миру - 268
млн) - прим ред.).
«Эд Вуд»
Ed Wood. 1994:
«Экранизация жизни «худ-
шего режиссера всех вре-
мен» началась с чистого эн-
тузиазма. 150-страничный
сценарий был написан Лар-
ри Каразевским и Скоттом Александром за месяц.
Я впервые снимал биографию реально существо-
вавшего человека и поэтому пришлось немного
«побыть им», понять его мысли и поступки. Многие
спрашивают, почему такой относительно удачли-
вый режиссер, как я, заинтересовался бедным не-
удачником Эдом Вудом. Но грань между удачей и
неудачей очень тонкая, так что я не удивлюсь, если
тоже когда-нибудь стану «Эдом Вудом». Уверяю
вас, ни один из моих продюсеров, если бы вы их
спросили накануне выхода моих фильмов, не отве-
тил бы вам, успешными они окажутся или нет.
Обычно они себя чувствуют гораздо увереннее, ко-
гда имеют дело со «Смертельным оружием». Еще с
Эдом Вудом меня объединяет то, что, как и он, я во
время съемок так вовлечен в процесс, что мне ка-
жется: «Я снимаю самый интересный фильм на
свете». Проблема Эда Вуда состояла в том, что его
оптимизм разделяла только его команда, но не зри-
тели. И сейчас, когда вокруг столько прессы и дав-
ления на режиссера из-за успеха или неуспеха
фильма, я хочу спросить: «А вы хоть что-нибудь де-
лаете?» В наше время слишком много «критиков»
и мало людей, которые реально что-то делают».
«Б этм эн во зв р а щ а ется» ■
в.-.'.ммп
г
19921
«Я отношусь ко всем своим
фильмам как к детям-урод-
цам со множеством недос-
татков и аномалий, которых
я все же люблю как родных.
За второго «Бэтмэна» я взялся, только когда прочи-
тал сценарий и понял, что не отношусь к врагам
Бэтмэна - Пингвину и Кошке - как к отрицатель-
ным героям. Как и Джокер, они обозлены на мир,
который сделал их изгоями. С кастингом Кошки
были проблемы. Дело в том, что роль, доставшаяся
«Марс атакует!»
Mars Attack
1997
«Все детство я смотрел
фильмы
про
Годзиллу,
монстров и инопланетян.
Родители удивлялись, что
меня эти фильмы никогда
не пугали. И на идею, и на стиль «Марса.
..» повли-
яли красочные странные открытки 60-х годов с зе-
38
ПТЮЧ Connection 09 2001
предыдущая страница 32 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн следующая страница 34 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст