► Ростовчанин
Кирилл
Серебреников
взял Москву штурмом и сразу на трех фрон-
тах - в театре, кино и на телевидении.
В
сен-
тябре в Центре драматургии и режиссуры
под руководством Казанцева после летних
каникул снова пойдет его скандальный (из-
за мата и тем подростковой преступности,
сексуального насилия и гомосексуализма)
спектакль «Пластилин» и почти одновремен-
но на канале НТВ и на видео выйдет его се-
риал «Ростов-папа». Параллельно он зани-
мается несколькими кинопроектами, в од-
ном из которых будут играть американские
порно-актеры. И нет смысла добавлять, что
появление в рубрике «Расстегнутый» режис-
сера, начавшего свою карьеру фильмом
«Раздетые», не требует комментариев.
Как ты узнал о пьесе
«Пластилин»?
На фестивале современной пье-
сы «Любимовка». Ее написал 23-
летний драматург Василий Сига-
рев. И хотя «Пластилин» получил самые пре-
стижные премии - «Анти-Букера» и «Дебют», до
меня ее отказались ставить шесть человек, пото-
му что сочли ее слишком шокирующей для сце-
ны. Моя реакция была прямо противоположной.
Все отказались? Значит, уже интересно. Стерео-
типы не так уж и сложно ломать. Ломать - вооб-
ще, не строить.
Что было самым трудным в постановке
«Пластилина»?
Было много психологического давления. Наша
театральная среда консервативна в принципе,
боится всего, что современно и называет это
чернухой. Но чернуха и реалистичный показ сов-
ременной неблагополучной, но настоящей жизни
- это разные вещи. Можно, конечно, в тысячный
раз ставить классические пьесы, но мне гораздо
интереснее показать, как живут наши современ-
ники. Меня интересуют социальные жесты - что-
бы зрители смотрели спектакль и либо узнавали
себя, либо жизненные ситуации, о которых они
знают из окружающего мира. Я хотел доказать,
что не обязательно быть частью среды, которую
ты показываешь, чтобы показать ее адекватно.
Когда меня спрашивают, откуда я знаю эту жизнь
«дна», я отвечаю: «Я не сидел. У меня не было
такого опыта. Но я это знаю». Не обязательно
быть подростком, который нюхает клей и грабит
прохожих, чтобы сделать о них спектакль.
Были ли проблемы с актерами?
Многие актеры отказывались играть, не только
потому, что их шокировала сама пьеса, а потому
что их не научили играть современников. Для ме-
ня это было откровением. Ведь почему на Западе
возникает феномен, скажем, Роберта Де Ниро?
Потому что он играет костюмные роли? Нет, на-
оборот, потому что он играет ярких современных
героев, которые представляют свое время, и ему
не нужно прикрываться Тригориным. Я вообще
люблю неформатных, «неправильных» актеров. У
них лучше получается выражать настоящие эмо-
ции, чем если бы они были просто «правильны-
ми», техничными. Так и с режиссерами. Когда я
вспоминаю фильмы своих любимых авторов, я
ловлю себя на том, что никто из них не делал
«гладких» фильмов, всегда оставалось ощуще-
ние шероховатости. Другие проблемы были свя-
заны с уличным языком пьесы. Некоторые акте-
ры, например, отказывались произносить «бля»
по религиозным соображениям.
В твоем сериале «Ростов-папа» классические
сюжеты («Кармен», «Сирано де Бержерак»,
«Демон», «Дон-Кихот», «Ромео и Джульетта»,
«Каменный гость», «Гамлет» и другие) разы-
граны в современном Ростове-на-Дону. Поче-
му именно там?
Мне кажется, что в нашем кино мало понятия
Юга, как, скажем, есть отдельная южная культу-
ра Флориды в США. У нас есть или центр - Моск-
ва, или север - Питер. Я хотел показать Ростов-
на-Дону как город-актер - в одной серии это ган-
гстерский Чикаго, а в другой - южный, страст-
ный, альмодоварский.
В «Ростове-папе» мне понравился кастинг -I
или полное попадание актера в амплуа, или,
наоборот, использование его «против типа-1
жа». Интересно, ты говорил Наталье Гундаре-
вой, которая играет в серии «Ее последняя лю-
бовь» советскую поп-диву: «Ваша героиня -
это что-то среднее между Аллой Пугачевой и
Ларисой Долиной?»
На самом деле я предлагал эту роль Пугачевой, и
она готова была согласиться, если бы ее героиня
не была певицей - она не хотела, чтобы все гово-
рили: «Она играет себя». Но с Гундаревой мне по-
везло по другой причине. Она - не меньшая дива
и всенародная звезда в советском кино, чем Пу-
гачева - на эстраде. В 70-е годы фильмы с ее уча-
стием приносили государству гигантские прибы-
ли - вот что означает реальная звезда, которую
любят миллионы. Ни одна молодая современная
актриса даже близко к этому не подошла.
Раньше было принято любить сталинские
фильмы, потом была мода на оттепельное ки-
но. Мне всегда нравились фильмы «застойно-
го периода», например, «Здравствуй и про-
щай», «Осенний марафон», «Сладкая женщи-
на».
.. Эти фильмы были абсолютно лишены
идеологии, в отличие от коммунистических
агиток и шестидесятнических порывов.
..
...И заметь, что во всех фильмах, которые ты на-
звал, играла Гундарева. Я старался снимать «Ро-
стов-папу» как раз в стиле советского кино 70-х,
Надеюсь, зрители это заметят.
В любом случае уже хорошо, что у нас появит-
ся сериал, где нет чернухи, зато есть игра со
стилем. А чем ты сейчас занимаешься?
Готовлю камерный фильм «Одни» - съемки про-
длятся всего 10 дней. Это история о двух парах -
семейной и двух одиноких людях, у которых никак
ничего не получается. В январе в театре Пушкина
начнутся репетиции новой пьесы Равенхилла
«Отчетливые полароидные снимки», там Инге-
борга Дапкунайте впервые в Москве сыграет в те-
атральном проекте. Есть один телепроект - 12-се-
рийный сериал для канала РТР «Дневник убий-
цы», где действие происходит параллельно в
1918-19 годы и в наше время, в стиле film noir. И,
если все совпадет по срокам, сниму за 20 дней
фильм для Роджера Кормана - такую малобюд-
жетную смесь «Конана-варвара» с «Пятым эле-
ментом», причем будут две версии - одна с пор-
но-сценами, другая - более «приличная».
Как ты думаешь, чем ты будешь заниматься
через 10 лет?
Главное, не поддаться успеху и не эксплуатиро-
вать его до конца жизни - это было бы ужасно.
Если моя работа покажется мне скучной и необя-
зательной, я легко уйду из режиссуры и буду за-
ниматься чем-то другим. Если быть реалистич-
нее - для меня оптимально заниматься серьезно
театром и снимать один фильм в год. Хотя мне
нравится и интенсивность судьбы Фассбиндера,
который снимал по несколько фильмов в год и
умер молодым. Сейчас у меня похожая на него
спринтерская позиция - занимаюсь всем и быст-
ро. Мне нравится интенсивность, хотя я и пони-
маю, что человек, работающий с утра до ночи, от
многого отказывается, и простые удовольствия
жизни проходят мимо. Жаль. Да, так и напиши:
сейчас я недопроживаю жизнь.
ПТЮЧ Connection 09 2001
41
предыдущая страница 35 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн следующая страница 37 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст