УВИАЕТЬ
И
ОСТАТЬСЯ
13 ЖИ13ЫХ
Юлия Сонина >
На левой сгр. - фото Urs Luthi (Швейцария), вверху - Eliezer Sonnenschein (Израиль)
Каналы, гондолы, Тициан, Дворец дожей, Республика, чума, Томас Манн - обязатель-
ный набор ассоциаций, когда мы слышим слово «Венеция». Усложним: Венеция, XXI
век. Ассоциация - биеннале. Венецианское биеннале возникло в начале прошлого ве-
ка. Его можно назвать олимпиадой художественного мира. Но олимпиада проходит каждые че-
тыре года и в разных странах, а биеннале - раз в два года и в одном городе. Для всех стран, по-
желавших принять в нем участие, итальянское государство выделило специальную землю, точ-
нее, остров Джардини (в переводе - «сад» или «садовый»). Наши соотечественники обоснова-
лись там очень давно. Еще в 1914 г. архитектор Щусев отстроил национальный павильон в стиле
псевдорусской готики, чем-то похожий на Ярославский вокзал. Принять участие в Венецианском
биеннале тем почетнее, что представлять здесь свою страну художник может только один раз в
жизни. В этом году Россию представляли Сергей Шутов, Ольга Чернышева и Леонид Соков.
Художник Сергей Шутов >
Как случилось, что поехали именно вы?
Руководитель Центра современного искусства
Леонид Баженов как-то, проходя мимо директора
ХЬгалереи Лены Селиной, спросил: «Лена, нет ли
у вас какого-нибудь интересного проекта»? Лена
сказала: «Есть проект Сергея Шутова». После то-
го, как его утвердили, Лена отправилась к хозяй-
ке Айдан-галереи (я работаю с двумя галереями):
«Айдан, только не плачь. Я с хорошей новостью.
Шутова берут на Венецианское биеннале». Тут же
град слез, потому что открытие через два месяца.
Нужно найти бешеные деньги и провести неверо-
ятную работу в кратчайшие сроки. В принципе,
нормально проект готовить хотя бы год.
Как происходило открытие?
За три дня до официального открытия происходит
так называемое превью, что-то типа генеральной
репетиции. Это самый важный день. Потом биен-
нале будет работать до октября. 3500 аккредито-
ванных журналистов, из которых даже двое-трое
наших. На превью появляются президент Италии
и члены правительства. Во всем мире открытие
таких выставок - мероприятие очень престижное
для страны. Это толь-
ко у нас мэр может
посетить строитель-
ную ярмарку, а Арт-
Москву проигнориро-
вать.
На
открытии
были все, начиная с
президента и заканчивая музейщиками всего ми-
ра, кураторами, мощнейшими фигурами художе-
ственного мира.
У нас есть выставка, аналогичная Венециан-
скому биеннале?
Может быть, Арт-Москва. Она тоже очень жестко
ограничивает количество участников и собирает
действительно звезд. Но все равно это немножко
другое. Венецианское биеннале - не коммерче-
ская выставка, а предприятие для ангелов раз-
ных степеней.
Вы почувствовали
себя небожителем?
Там был роскошный
момент - когда ря-
дом находились два
лучших галериста
Москвы Лена Селина
и Айдан Салахова, замечательный критик, люби-
мые спонсоры, которые помогли, потому что це-
нят современное искусство. Мы сидели на самой
красивой площади Европы, Сан-Марко. Это сча-
стье совершенно нездешнее, если учесть тот ус-
пех, который я там имел. Пока происходило пре-
вью, ко мне подошли три директора Центра Жор-
жа Помпиду - прошлый, позапрошлый и нынеш-
ний. Подходил глава всей системы Гугенхайма. Я
даже представить себе не мог, что когда-нибудь
смогу находиться в одной компании с ними.
После возвращения это ощущение осталось?
Как психотерапевтическое мероприятие это на ме-
ня подействовало в
том смысле, что я
был прав. Сегодня
уже нельзя быть бе-
шеным
бородатым
алконавтом. Художе-
ственная
деятель-
ность давно связана с осмысленностью и работой.
Вменяемость и труд приносят свои плоды.
Как появилась идея этого проекта?
Для меня это был своего рода Миллениум. На-
стоящий, без мишуры и сарказма. Смена тыся-
челетий, ведь что-то же должно произойти? Че-
му-нибудь мы научились, хотя бы за последний
век, столь печальный для всего мира. И мне за-
хотелось найти метафору, которая бы объеди-
няла людей всех конфессий. Сделать такую
бесспорную
рабо-
ту, которая бы цеп-
ляла всех: будди-
стов и исламистов,
евреев и русских.
..
Получается, что
мне это удалось.
ПТЮЧ Connection 09 2001
49
предыдущая страница 43 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн следующая страница 45 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст