сера Эмира Кустурицы. То ли Эмир купил здесь ку-
сок земли, то ли ему его кто-то подарил, но дома
так и нет - «у него никогда нет дома». Тем не ме-
нее, говорят, летом он живет в городке Петровец,
бывает и на Святом Стефане - бывшем острове
пиратов, который в первой половине XX века был
центром колонии художников, писателей и поэтов.
А потом его отобрали коммунисты. Обидели со-
вершенно ведь безобидных людей - богему. Сде-
лали пиратский город местом встреч с нашими
партийными делегациями. Тем не менее, этот го-
род-остров притягивал всех аристократов мира. А
теперь это просто гостиница. Гостиница-лабиринт
- окна в окна, узкие проходы между домами, плат-
ный вход для обзора на этот в прошлом такой
вольный остров-город. Но все равно традицию так
просто не уничтожишь.
Воля! Это слово обычно ассоциируется со степью,
когда мчишься на коне. Но здесь оно тоже постоян-
но приходит на ум - но в окультуренном виде: воля
образа жизни, походки по жизни, эстетики. Когда
наблюдаешь югославов в их родных местах, в каж-
дом их движении - воля. Воля - это когда можно
все, но всегда красиво, потому что «волить» по-
сербски означает «любить».
Художников по жизни в процентах здесь больше,
чем на всех курортах мира, обычно рассчитанных
на серый средний класс. Оттого здесь легче ды-
шится, легко смеяться и ходить в чем хочешь и
как хочешь.
С нами рядом живет совершенно неприкаянной
жизнью писатель Эрих Корш, снесший крыши в
свое время тысячам югославам, привнесший в их
менталитет ощущение вечной молодости - это ко-
гда и 50, а они кажутся мальчишками. Главное для
этого - быть самим собой, не бояться себя, не сме-
шиваться с толпой. Так в романе Эриха «Сети» чу-
жак, поселившийся в рыбацкой деревне, постепен-
но опутывается костными правилами местных и на-
чинает задыхаться, перестав быть самим собой. Но
в финале герой вырывается все-таки из сетей и
уходит в открытое море.
Пока пересказывают его роман, я почему-то вспо-
минаю фильм Стефана Элиота «Добро пожало-
вать в Вуп-Вуп». Похоже, Эрих Корш оказал на не-
го влияние. Эриху около девяноста, но он жилист и
деятелен не по годам. Угостил нас такой крепкой
самогонкой из винограда «раки», что после перво-
го «залпа» мы чуть не опадали. Раки гонит его
друг рыбак, а на деле владелец картинной галереи
в своем кафе. Благодаря его галерее мы узнали,
что и у сербов был свой Айвазовский, и жил он в
те же годы. Но его картины не томятся в музее, а
висят в домике рыбака.
Как мало мы знаем о культуре наших соседей, к
тому же славян.
.. «Это вы от нас отделились, а не
мы, еще когда Русь организовывали. Ведь была до
этого единая славянская империя», - обвиняет
всех русских Слободан и так гонит свой катер, что,
казалось, мы за минуту окажемся в Италии. Но не
оказались - на дикой скорости Слободан выписы-
вает шикарные вензеля.
- Слободан, а что это за остров, как кристалл?
Он прямо перед нашим домом. О, если бы нашел-
ся спонсор! Если бы у меня были большие деньги -
я б его купила, не думая. Сама бы вряд ли там
обосновалась, но иногда бы уединялась помолчать.
А так.
.. нашла бы «художника по жизни» и посели-
ла бы там, как в башне из слоновой кости. Так что
же это за остров с домом со снесенной крышей?
Слободан косо оглядывается на мое вдохновение:
- Вы купайтесь покуда в открытом море.
У меня с терпением плоховато. Я ерзаю. Мы при-
ближаемся к заливу напротив Будвы, к острову-
кристаллу. Слободан говорит:
- Этот берег на протяжении километров 30 издрев-
ле принадлежит роду Паштровичей. Славяне здесь
живут около трех тысяч лет. А вся эта территория
называется Черногорией из-за лесистых гор - го-
ры, покрытые лесом, издалека кажутся черными. А
этот остров был как бастион рода Паштровичей, из
его дома с окнами-бойницами отстреливались от
пиратов - гусаров, по-нашему.
Мы переглядываемся: смысл слова «гусарить»
раскрывается для нас в новом аспекте. А Слобо-
дан продолжает:
- Вы, наверное, знаете, что юг Европы завоевыва-
ли турки, они дошли почти до Вены, но это место
турки не смогли завоевать. Они были здесь в XIX
веке всего 80 дней. Турки мучили на этом острове
предков Паштровичей. С тех пор и остров, и дом -
памятник. В нем никто не живет, и Паштровичи
его никому не продают.
- Ну вот, Елена, тебе и остров для поэта! - вздыха-
ет Ирина Ратуш.
Всем грустно.
О войне не упоминают всуе, хотя она близко. Слов-
но дают совет своим молчанием: «Будьте счастли-
вы сейчас. Умейте ценить момент».
И все-таки я каждое утро спешила на веранду,
чтобы смотреть на этот остров. По ночам он мне
снился. И забегу вперед: уже в Москве, отбирая
фотографии, мы вдруг обратили внимание на
снимок, сделанный перед отъездом: Сережа Ма-
лютин на фоне острова, - и поразились - сзади
него виднелась башня. Башня, выросшая из кри-
сталла острова, из моих снов - та самая башня
для поэта! Не склонные впадать в шизофрениче-
ский мистицизм, мы предположили, что это обыч-
ный брак. Но пригляделись и увидели: у башни
есть отражение на воде.
- Все, экскурсия окончена. Сейчас я должен при-
нять клиентов, - Слободан выпрыгивает из катера
в одних плавках с поясной сумкой-кошельком и при
мобильнике.
- Ты пойдешь в офис в таком виде? - удивляется
Сергей.
- Я всю жизнь боролся за право появляться в сво-
ем офисе в таком виде, - гордо заявил Слободан и
добавил: - Вечером я повезу вас на бомонд нашей
элиты, - приготовьтесь.
Приготовиться? Как? В наших дорожных сумках
сплошные признаки борьбы за то, чтобы ходить, в
чем хочешь, а не в чем полагается, тем более на
бомонды какой-то там непонятной элиты. Да и еха-
ли мы не на курорт, а на тусовку художников, толь-
ко сбежали, утомленные их беспрестанным раз-
гильдяйством. И все же не суетимся - загораем,
пока не село солнце.
Сентябрь. Солнце садится в пол восьмого. В во-
семь возвращаются из моря рыбаки. Вдалеке ма-
шины крадутся по горным грядам с включенными
фарами - кажется, что идет вереница монахов со
свечами.
Мы как в бреду готовимся к выходу в их свет. Подъ-
езжает Слободан. Мыс Ирой - все в духах да в ар-
тистическом прикиде - порхаем в его машину. Ира,
Сережа и Мирослав сзади, я сажусь рядом со Сло-
ПТЮЧ СоппесИоп 09 2001
63
предыдущая страница 58 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн следующая страница 60 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст