ставленному Игорем Бобри-
ным в 1986-м. Балет имел
всемирный успех, но у Ми-
хаила Чекалина с ним свя-
заны весьма печальные ас-
социации, так как из посту-
пивших в ВААП авторских
за музыку, исчисляемых десятками тысяч долла-
ров, он спустя два года получил только десятую
часть. Вместе с братом Дмитрием организовал в
1981-м студию электронной музыки и светогра-
фии, которая, по мнению американского журнала
Keyboards, «являлась преемницей знаменитой
скрябинской студии». В 1986-м на этой студии по-
мимо постановки светомузыкальных спектаклей
сами снимали клипы на свою музыку.
Затем вышли альбомы на знаменитом лэйбле
гамбургской школы Erdenklang. Этот лэйбл род-
ной для группы Tangerine Dream и один из осно-
вателей музыкального направления cross culture.
Сейчас российский лэйбл «Богема мьюзик» пе-
реиздает 12 электронных альбомов Чекалина,
вышедших во время перестройки на «Мелодии»,
для западного рынка в оригинальном оформле-
нии с картинами художников «Группы двадцати».
И на германском лэйбле ССпС только что вышел
его альбом симфонической музыки «Последние
времена года и Черный квадрат». Этой пластин-
кой он сменил амплуа и расстался с электронной
музыкой. По мнению Чекалина и многих других
электронщиков, в современном обществе элек-
тронная музыка ассоциируется с клубной, а для
них это понятие гораздо шире.
Как ты можешь прокомментировать мнение,
что сейчас искусство, и музыка в частности,
находится в кризисе?
После 2-й мировой войны искусство было воз-
можно только как неотъемлемая часть идеоло-
гии. Тем не менее, мы не можем говорить о кри-
зисе в то время - на виду у массовой аудитории
были такие титаны, как Шостакович. Классиче-
ские музыканты ездили выступать с концертами
в действующую армию. И народ по радио наряду
с Клавдией Шульженко, зачатками поп-культуры,
слушал Шостаковича, Прокофьева и так далее.
Титанов культуры знали все. Сейчас обратный
перекос. О развитии музыки судят так, как если
бы человек читал журнал «Хаус Бьюти» об ин-
терьерах и обоях и судил бы о живописи.
И все-таки это беда художника или проблема
общества? Ведь и в джазе, и в классике мно-
гое уже сделано.
..
Я бы даже сказал: «все сделано», если иметь в
виду XX век. И это проблема художника и беда
для общества. А для художника это даже не про-
блема, а много проблем, которые он ставит и ре-
шает, как правило, в одиночестве. Для общества
беда потому, что если оно все больше утрачива-
ет понимание роли художника, то деградирует,
превращается в плебс, и нация становится лег-
кой добычей для завоевателей и вымирает.
Ну а музыкой всегда интересовались меломаны.
И существовали люди, которые слушали The
Beatles и про Deep Purple говорили, что ничего
нового не происходит, и были «специалисты» по
Чайковскому и Бетховену, которые были далеки
от классической музыки XX века, за исключени-
ем, может быть, Шостаковича и Стравинского.
Бартока и то знали с трудом. Искусство всегда
современно, и я не приемлю чванства поклонни-
ков только ретроспективной классики. Это то же
самое мещанство и невежество.
Можно на проблему жизни насекомых смотреть
изнутри, глазами насекомого, а можно глазами
энтомолога. Когда кузнечиков очень много, они
становятся саранчой. Сейчас момент, когда про-
жорливых кузнечиков очень много и они присваи-
вают право судить об искусстве. Предсказано это
было еще в начале XX века в знаменитом тезисе
Бердяева «О дуализме культуры и цивилизации»,
что цивилизация сделает служанкой культуру.
Художника и раньше раздражало классовое рас-
слоение общества. Но просвещенные из разных
классов читали Пушкина и слушали симфониче-
скую музыку. Была музыка для просвещенных и
была вульгарная музыка для плебса (не надо пу-
тать ее с народной музыкой). Это - музыка тра-
ктиров и кабаков.
Но ведь и она, наверное, влияла на то, что де-
лали классические композиторы.
На мой взгляд - нет. Наоборот - да.
Массовое сознание человека архаических вре-
мен и массовое сознание современного среднего
человека различны. У древних оно было невин-
ным. Невежество - не грех. Современный чело-
век функционально весьма образован, но при
этом может быть абсолютным дегенератом. У
людей прошлого, даже в невежественных сосло-
виях, было уважение к создателю и предмету
труда. По принципу, что я так не смогу. А принцип
поп-музыки - игра в поддавки.
Абсолютно достоверно известно, что в тавернах
того времени играли наскоро переделанные арии
из опер. А архаический пласт культуры уже тогда
был утерян, и среднестатистический человек
сейчас им не пользуется. Наши современники, к
сожалению, не знают народной музыки, хотя ее и
пытаются сейчас искусственно реабилитировать
через «уорлд мюзик». Язык настоящей народной
музыки довольно сложен, и вот именно он дейст-
вительно влиял на профессионалов.
Но, может быть, сейчас начало нового витка
развития общества, когда каждый может со-
чинять музыку на компьютере и делать карти-
ны с помощью фотоаппарата?
Это новый виток для тех, кому не хватало изви-
лин. Ведь и в прошедшие эпохи люди могли что-
то там делать - музицировать, рисовать и так
далее, но им и в голову не приходило, что это
можно как-то использовать и делать на этом
бизнес. Хотя графоманы были всегда. Культура
- это шкала ценностей и авторитетов, но автори-
тетов, которые не купишь. И художник зарабаты-
вает не деньги, а имя. У клерка должно быть ре-
зюме, а у художника - биография. Так же и у че-
ловечества, в отличие от животного мира, есть
история, а не эволюция.
В эллинской культуре существовал принцип - ко-
роли духа должны сидеть рядом с королями пре-
стола. Королем престола ты мог стать по наслед-
ству, а королем духа - по призванию. Сейчас нет
королей престола. Сейчас в мире власть капита-
листов. И хочу подчеркнуть - не капитала, а ка-
питалистов, которым нужен «полноценный» об-
служивающий персонал только у них в офисах. И
в России «полноценные» сидят в офисах и слу-
шают хорошую музыку, сделанную «белыми»
людьми на западе. Развилась такая колониаль-
ная философия. И выросло целое поколение сно-
бов, пытающихся только подражать. Для этих лю-
дей зарождение какой-либо первичности в Рос-
сии (после Чехова и Шостаковича, с этими они
смирились) крайне нежелательно. Они рассуж-
дают о музыке, как рассуждают об обоях. Не по-
тому, что это плохо, а потому что это одна тысяч-
ная того, что происходит в музыке. Эта тысячная
кажется им всепоглощающей и наиважнейшей.
Их базовая философия - уход от конфликта.
Произошла революция конформистов. А базо-
вым понятием в культуре является конфликт. И
главная проблема пост-технологического обще-
ства в том, что дебил с помощью технических до-
Инсталляция - М Чекалин; фото - М.Чекалин. А.Вулкани
ПТЮЧ Connection 09 2001
99
предыдущая страница 92 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн следующая страница 94 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст