стижений может влиять на мир. На первый план
выходит коллективное бессознательное. А куль-
тура не адресована коллективному бессозна-
тельному. Современные власть имущие заинте-
ресованы в обществе хорошо воспитанных ра-
бов, обслуживающих интересы цивилизации, ко-
торая делает культуру прикладной по одной про-
стой причине - искусство расширяет сознание.
Поэтому и разделили электронную музыку и ос-
тавили на плаву только музыку, пригодную для
дискотек.
А почему ты вообще так плохо относишься к
дискотекам?
Ну да Зимний взят, а теперь дискотека. Я не от-
ношусь плохо к дискотекам, я просто защищаю
Зимний.
Но ты ведь сам в молодости ходил на диско-
теки и в рестораны.
Если я ходил на дискотеки, то это в отрочестве,
несколько вещей, абсолютно выдержав все
рамки жанра. Такой арт-рэйв, по аналогии с арт-
роком. Но даже и в этом случае музыка оказа-
лась слишком сложной для руководства Стан-
ции 106.8 и была отвергнута. Вероятно, это бы-
ла ревность к тому, кто вторгался на их террито-
рию. Территорию нуворишей, «по-советскому»
игнорирующих свою историю.
А ты бы мог опять вернуться к этому и сде-
лать что-то прикладное в субкультуре, если
поступит заказ?
Почему бы нет? Композитор сегодня может рабо-
тать в самых разных направлениях, оставаясь ху-
дожником. Но проблема в том, что, даже появля-
ясь, хорошие работы, как правило, не становятся
опознанными. Если в роке или рок-н-ролле выхо-
дит человек, играет, и все становится на свои ме-
ста, то в современной музыке такого нет. И худо-
жественное качество будет понятно только не-
большому кругу людей.
Как раз тогда стали появляться инструменты, ко-
торые позволяли это делать. Мне посчастливи-
лось быть одним из первых, кому пришло в голо-
ву записывать на клавишных музыку, выходя-
щую за ожидаемые электронные жанровые гра-
ницы. Что уже позже стало опознанным как фи-
лармонический стиль.
Ты назвал свою статью для журнала «Стерео-
Видео» «Самая проникновенная музыка кон-
ца света». Все так безрадостно?
Как сказал кто-то из классиков: «Все эпохи кон-
чаются так внезапно.
..» Это произошло и с элек-
тронной музыкой. Но искусство, болезненно, глу-
боко выражающее современность, обретает веч-
ность, становится классикой. ■
Фрагмент аудиовизуальных перфомансов
(Планетарий, 1989)
тогда же было больше принято ходить на неофи-
циальные литературные вечера, подпольные
концерты, на флэты и сэйшэны. А в молодости я
все больше ходил по мукам.
В 60-70-е годы некоторое кажущееся упрощение
музыки было связано с колоссальным самовыра-
жением и обращением к пафосу протеста против
буржуазного общества. И поэтому та поп-рок-
культура не была в конфликте с музыкой вооб-
ще. Пугала только форма. Хотя, думаю, что во
времена оперной премьеры Вагнера, когда там
шарахнет три форте, у людей тоже был шок.
Тогда же миллионы стали слушать достаточно
сложную музыку, например, Pink Floyd. И был
разрушен искусственно насажденный миф, что
достоянием массового спроса не может быть
прогрессивное и сложное, и что спрос определя-
ет предложение. Это многих испугало. Были
брошены колоссальные деньги, чтобы подчи-
нить себе этот процесс. Так появился шоу-биз-
нес, который за основу берет технологии, а не
духовные вибрации. И в такой ситуации худож-
ник встает в общую очередь со всеми. Когда в
России произошла рэйв-революция, я написал
Ты начинал с электронной музыки?
Нет, конечно.
А почему занялся ею?
Когда обо мне говорят, что я один из пионеров
этой музыки, это не значит, что я когда-то начал
первым играть на синтезаторе и ставил себе за-
дачу быть пионером. Просто я родился в нужное
время. Когда мне было 14-15 лет, я занимался
композицией, поступил в музыкальное училище.
В середине 70-х меня интересовал авангард.
Классическая музыка, ну это понятно изначаль-
но. Естественно, рок. Led Zeppelin были новыми.
Кейт Эмерсон и Yes появлялись на глазах. По-
нятно, что электронная музыка была и в 20-е го-
ды. Но в том виде, в каком она заинтересовала
меня, как и Шульца и Tangerine Dream, появилась
именно тогда. Я в то время не был поклонником
электронной музыки. Мы с ней современники. Но
меня в ней интересовало не то, что можно играть
на синтезаторе, а то, что при помощи него мож-
но осуществлять серьезные композиторские за-
мыслы, играть, мысля партитурой, многотемб-
ральной
симфонической или импровизацией.
«Михаил Чекалин, безусловно, является одним из наибо-
лее радикальных новаторов среди композиторов электрон-
ной музыки не только в России, но и мира. Своими двена-
дцатью альбомами, изданными несколько лет назад, он
поднял искусство именно синтезаторной музыки выше его
первоначального уровня».
Audion, Британия
«Чекалин - лидер среди российских музыкантов в области
синтезаторного звука.
.. Поклонники Tangerine Dream. Кла-
уса Шульца и других музыкантов берлинской школы долж-
ны по достоинству оценить эту работу».
..
Evrock, США
«Во-первых, Чекалин прекрасно владеет искусством пере-
дачи симфонического звучания, когда, например, в «не-
многословном» восьмиминутном произведении пользуется
только аналоговым органом «Ямаха» образца 70-х и гар-
монайзером. Во-вторых, тон сюрреалистических звучаний
Чекалина так прозрачен, что чувство проходит сквозь сте-
клянные стены звуков».
Keyboards, Германия
100
ПТЮЧ Connection
I
09 2001
предыдущая страница 93 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн следующая страница 95 ПТЮЧ 2001 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст