<
Вряд ли вы обнаружите этот фильм в списке «лучших картин всех времен
и народов». Но, несмотря на все недостатки и трудности во время съемок,
«Завтрак у Тиффани», которому в октябре исполнилось 40 лет, сейчас
смотрится свежее, чем многие признанные шедевры.
Есть фильмы, которые пользуются бешеным ус-
пехом сразу после выхода на экраны, а уже че-
рез пару лет о них никто не вспоминает. Есть
фильмы, на которые никто не обращает внима-
ния после начала проката, зато переживают
свое время и признаются шедеврами позже. У
«Завтрака у Тиффани» Блейка Эдвардса - уни-
кальная ровная судьба. Он был хорошо принят в
1961-м и стал той самой идеальной романтиче-
ской драмой, с которой хорошо прийти в гости к
своей девушке на день всех влюбленных. Де-
вушки любят этот фильм, потому что он о любви
проститутки и бедного писателя - банальный
вечный сюжет, который нравится зрителям в лю-
бую эпоху (вспомните успех недавнего «Мулен
Ружа»). Мужчинам этот фильм нравится, потому
что Одри Хепберн кажется вневременным секс-
символом из-за рафинированной хрупкости, ко-
торую переняли у нее современные актрисы от
Уайноны Райдер до Натали Портман и Дженни-
фер Лав Хьюит. Модные люди любят этот фильм
за его easy-настроение, за то, что Хепберн носит
узкие платья, затягивается из мундштука и пьет
коктейли, а музыка Генри Манчини, особенно его
Moon River (Манчини получил в 1962-м «Оскар»
и за музыку к фильму в целом, и за Moon River),
- любимая у поклонников easy listening, так что
если вдруг при вас кто-нибудь упомянет имя
Манчини, не надо спрашивать «Че? А кто это?».
Модные люди вас не поймут.
Когда я лет в 12 первый раз услышал о новелле
Трумэна Капоте «Завтрак у Тиффани», я решил,
что Тиффани - это такая милая тетя, которая
угощает вкусными завтраками. На эту удочку по-
пался не я один. Капоте назвал так свой рассказ
после услышанной им истории о провинциале,
который, оказавшись в Нью-Йорке, на вопрос, в
каком ресторане он хотел бы пообедать, отве-
тил: «У Tiffany's», перепутав знаменитый юве-
лирный магазин с кафе. Только потом я узнал,
что поедание сэндвича у витрины Tiffany's -
единственное действенное средство для главной
героини новеллы Холли Голайтли снять стресс.
Отсюда и название.
Из-за того, что эту роль играла Одри Хепберн, и
еще из-за того, что идея сделать главной герои-
ней фильма проститутку казалась студии не со-
всем приличной, реальная «профессия» Холли
максимально закамуфлирована. Мы не слышим
слово «проститутка», мы просто знаем, что она
за деньги навещает в тюрьме преступника и пы-
тается выйти замуж за какого-нибудь богатого
наследника.
Сложности с «Завтраком у Тиффани» начались
сразу, как он был написан. Хотя в 1958-м, когда
Капоте написал свою новеллу, он уже был знаме-
нитым писателем, журнал Harper's Bazaar отка-
зался ее печатать, потому что его рекламода-
тель, компания Tiffany's, не хотела ассоциировать
свое название с историей про проститутку. Кро-
ме того, в новелле содержалось несколько fucks,
что для женского журнала было неприемлемо. В
итоге «Завтрак у Тиффани» вышел одновремен-
но в мужском журнале Esquire и в сборнике рас-
сказов Капоте, ставшем хитом.
Холли Голайтли стала настолько популярным пер-
сонажем, что половина знакомых с Капоте жен-
щин клялись, что он списал ее именно с них. Бы-
ли даже такие, которых он никогда не знал. Одна
жительница Нью-Йорка Бонни Голайтли подала
на писателя в суд, обвинив во вторжении в ее ча-
стную жизнь. Но когда стало известно, что Бонни
Голайтли - толстая 40-летняя женщина, ее обви-
нения сочли необоснованными.
На всю эту чепуху Капоте мог ответить только од-
но: «Холли Голайтли - это я». Об этом свидетель-
ствует и то, что как богемный гомосексуалист он
скорее отождествлял себя с героиней, а не геро-
ем, писателем Полом Варжаком, и то, что миг-
рень, от которой старадала Холли в новелле, на-
поминала приступы паники, преследовавшие Ка-
поте всю жизнь.
Сложности с экранизацией начались сразу после
того, как Капоте продал права студии Paramount
за 650 тысяч долларов. На студии несчастливый
финал (новелла заканчивалась воспоминанием
рассказчика о Холли) тут же, как обычно в Голли-
вуде, заменили на сентиментальный счастливый
(Холли и Пол обнимаются под дождем). Капоте
был в ярости. Еще больше его расстроило то, что
Холли сыграла Одри Хепберн, а не Мэрилин Мон-
ро, которая уже выучила несколько сцен и репети-
ровала их с Капоте. Но преподавательница актер-
ской игры Монро запретила ей играть проститут-
ку из карьерных соображений, и теперь трудно се-
бе представить, каким стал бы фильм, согласись
она на роль Холли Голайтли.
Сомнения были не только у Капоте («Я обожаю
Одри. Она - самая милая из всех знакомых мне
женщин. Но она - не Холли Голайтли», - говорил
он). Сама Хепберн признавалась: «Холли пугает
меня. Мы с ней совсем не похожи. Эту роль долж-
на играть актриса-экстраверт. А я - интроверт», -
хотя в конце жизни называла эту роль своей луч-
шей именно потому, что была самой сложной.
Можно добавить, что она стала также одной из са-
мых важных в ее жизни. Если в 50-е она играла
миленьких невинных принцесс и простушек
(«Римские каникулы», «Сабрина», «Забавная
мордашка»), то «Завтрак у Тиффани» утвердил
ее новый имидж изысканной столичной модницы.
Конечно, забавно, что песня Moon River, принес-
шая фильму «Оскар», не понравилась президен-
ту студии, и он приказал ее убрать после одного
из просмотров со съемочной группой. Одри Хеп-
берн тут же ему ответила: «Только через мой
труп». Ей можно сказать спасибо за то, что она от-
стояла песню. Позже она записывалась больше
500 раз, и ее исполняли Барбра Стрейзанд и
Фрэнк Синатра. В конце 90-х киномузыка Генри
Манчини вообще пережила новый всплеск попу-
лярности благодаря моде на easy listening. Если
вы помните песенку Dmitry From Paris «А Very
Stylish Girl», там использованы голоса Хепберн,
Джорджа Пепарда и Патриции Нил, которые про-
износят диалоги из «Завтрака у Тиффани»: «How
do I look?» - «Very good. I'm so amazed».
«Завтрак у Тиффани» вышел в прокат 40 лет на-
зад - 5 октября 1961 -го года. Он собрал в прока-
те 4 миллиона долларов, что по тем временам бы-
ло неплохо, но еще лучше прошел в Европе (6
млн, во Франции он назывался «Бутерброд из
бриллиантов»). И хотя Хепберн уступила в 1962-м
«Оскар» Софии Лорен, теперь мало кто помнит
филыЛ, за который Лорен получила награду. Зато
смесь «легкого» шика и беспечности, поза Хеп-
берн с мундштуком и Moon River сделали «Зав-
трак у Тиффани» эталонным фильмом в жанре
городского романса, вызывая у нас и ностальгию,
и восхищение, и ощущение, что, несмотря на его
наивность, фильм был снят буквально вчера.
ПТЮЧ Connection 110 1
2001
109
предыдущая страница 110 ПТЮЧ 2001 10 читать онлайн следующая страница 112 ПТЮЧ 2001 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст