Мой друг Лебедев поехал на могилу Малевича,
куда-то в подмосковные поля в тот самый момент,
когда я собиралась монтировать в его студии ви-
део для Форума художественных инициатив. Ак-
ция Лебедева спонтанно влилась в заявленную в
этом году тему форума - «Искусство как туризм».
Страсть к останкам и руинам цивилизации, име-
нуемыми культурными памятниками, к музейным
складам так безгранична, что сейчас люди только
и делают, что путешествуют по древним «очагам
культуры» под разными предлогами. Особенно к
этому стилю жизни пристрастилось арт-сообще-
ство. Арт-туризм - глобальное явление. Создана
целая сеть фестивалей, биеннале, арт-ярмарок,
которые раскиданы по всему миру и происходят
одна за другой. А художники, журналисты и кол-
лекционеры из разных стран путешествуют вме-
сте с Венецианской биеннале на Испанскую, за-
тем Стамбульскую, затем ярмарку в Базеле. По-
том «Манифеста» во Франкфурте и «Документа»
в Берлине. И так целый год, невзирая на погоду.
Но что хотел сказать Юра Никич, комиссар мос-
ковского Форума в Малом Манеже, предлагая
слоган «Искусство как туризм»? Запутаться и по-
терять путеводную нить в арт-географии на фору-
ме было несложно. Как определить, где искусство,
а где туризм? И, собственно, чем «искусство как
туризм» отличается от всего другого искусства? И
что это модное выражение «искусство как ту-
ризм» предлагает? Назвать искусство туризмом,
а туризм искусством? Весело, конечно. Эта идея
понравилась многим. Художники группы ESCAPE,
которые на последней арт-ярмарке открыли бутик,
тут же организовали турагентство «Вместе с ху-
дожником», предлагая отправиться в путешествие
с художниками и открыть реальный мир, хотя в по-
следнее время я все больше убеждаюсь - то, что
называют реальным, всего лишь один из возмож-
ных маршрутов. В результате все проявившие
инициативу художники поделились своим туристи-
ческим опытом. Многие приехали на своих маши-
нах. С Чистых прудов заскочил Антон Смирнский
на розовом авто с цветомузыкой и устроил пикник
на вернисаже. Татьяна Добер и Александр Алексе-
ев пригнали целых три машины, в соответствии с
тремя автомобильными кольцами Москвы. Перед
лобовым стеклом каждой из них транслировалась
видео-реальность - можно было, не выезжая из
Манежа, совершить путешествие по МКАД, Садо-
вому и Бульварному кольцам.
В том, что художник - турист по всяким разным
пространствам от географического и масс-медий-
ного до психологического и психоделического,
есть своя правда. Алексей Тегин, увлекающийся
оккультизмом и восточной философией, появил-
ся из мистических пространств в образе Деда Мо-
роза и изрек пару трехстиший о личном пути каж-
дого. Но оказалось, что есть все-таки способ всем
вместе вернуться в детство. Вид дохлой крысы на
веревочке, которую раскручивал электрический
мобиль Дарьи Новгородовой, будил воспомина-
ния дошкольного возраста, смешанное чувство
ужаса и восхищения страшным зрелищем.
То, что происходит в Малом Манеже каждое лето,
а именно - Форум художественных инициатив -
как-то особняком стоит от арт-бизнеса. И даже не
претендует на то, чтобы называться актуальным
искусством. Это просто что-то совсем иное - ини-
циатива. Поэтому делать можно все, что хочешь.
Полная свобода от бизнеса и актуальности. Един-
ственным обязательным условием является нали-
чие креативного сознания, что оказывается пра-
вильной позицией. Так, показанная на прошло-
годнем форуме инсталляция Сергея Шутова
«Абак» в этом году представляла российский па-
вильон на Венецианском биеннале.
66
п т ю ч Connection 110 1
2001
предыдущая страница 67 ПТЮЧ 2001 10 читать онлайн следующая страница 69 ПТЮЧ 2001 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст